8 ноября 2007 г.
В конце октября в Москве прошел Общероссийский Конгресс муниципальных образований
В конце октября в Москве проходил Общероссийский Конгресс муниципальных образований. Напомним, что создан Конгресс летом минувшего года во исполнение 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Члены Конгресса – 83 совета муниципальных образований, объединяющих около 93% всех муниципалитетов России. Один из руководителей, делегации Иркутской области на Конгрессе – мэр Шелеховского муниципального района и председатель Ассоциации глав муниципальных образований области Юрий Сюсин.
Иркутскую область представляли главы муниципальных образований Иркутска, Братска, Шелехова, Усть-Кута, Слюдянки, Казачинска и других территорий.
Перед участниками собрания выступили президент России Владимир Путин, первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев, министр регионального развития Михаил Козак.
Главная тема обсуждения – проблемы и задачи реализации закона «О местном самоуправлении».
По возвращении из поездки мэр Шелеховского района Юрий Сюсин дал пресс-конференцию по итогам поездки для представителей средств массовой информации района и области.
Юрий Сюсин: Поездка была, на самом деле, очень интересная и важная. Иногда общение, ценный опыт, которым делятся коллеги, является прекрасным стимулом для дальнейшей работы. Собравшиеся обсуждали практическую реализацию 131Федерального закона, трудности переходного периода и делились опытом их преодоления. Большинство отмечали трудности, характерные и для нашей территории. По статистике 74% собравшихся глав муниципальных образований считает, что закрепленные за местным самоуправлением доходы не позволяют решать поставленные задачи. И связывают возможность улучшения ситуации в своих муниципальных образованиях с изменением законодательства в части увеличения налоговых доходов в местный бюджет. Больше половины участников конгресса связывают улучшения ситуации в своих МО с межбюджетными трансфертами и реализацией приоритетных национальных проектов. В то же время, по данным федерации, обеспечение финансами муниципальных образований в 2006г. составило 255 млрд рублей, а в этом году уже 437 млрд. рублей. На реализацию национальных проектов израсходовано 289 млрд рублей.
- Юрий Александрович, собравшиеся как-то озвучили реальные пути решения финансовых проблем?
Сегодня из консолидированного бюджета РФ выделяется только 16 процентов на организацию работы муниципальных образований всех уровней, и 41 процент – из региональных бюджетов. Этого, безусловно, недостаточно, поскольку задач перед каждым муниципалитетом стоит великое множество, главная из которых – улучшение качества жизни населения. Недостаточное финансирование сдерживает выполнение инвестиционных программ.
В выступлении В.В. Гальченко, председателя ВСМС, депутата Гос. Думы прозвучала фраза «Обоз отстал от передовых частей». И это действительно так. Для исправления положения каждому муниципальному образованию нужно разумно относиться к расходованию средств и учиться зарабатывать деньги. Речь шла и о развитии сферы услуг, и о возможности корректировки межбюджетных отношений. В частности налога на прибыль. В 20 субъектах Российской Федерации такие решения приняли. Конечно, совершать эти шаги нужно после тщательного анализа ситуации: доходной части и обязательств. Но такая мера, например, в Красноярске принесла в бюджет дополнительно 7 млрд. руб. В этом направлении в стране уже есть серьезные подвижки. О них говорил и президент, и другие участники собрания.
Для придания динамизма местному самоуправлению президент планирует взять под свой контроль муниципальную реформу, и в ближайшее время на правительственном уровне будет создан Совет по реализации закона «О местном самоуправлении», возглавит который председатель правительства Виктор Зубков.
- В нашем районе есть примеры сокращения дефицита бюджета?
- Да. На начало 2007 года мы прогнозировали дефицит в сумме 190 млн. рублей, сейчас выходим на 60-80 млн. Конечно, частично этого удалось достичь за счет субвенций, поступающих из области на реализацию национальных проектов. Но и мы не сидим на месте. Значительно в этом году улучшилась собираемость налогов с физических лиц, транспортный налог остался на нашей территории, с малого бизнеса, налог от предпринимательской и иной, приносящей доходы деятельности.
-На конгрессе много говорилось о национальных проектах. Реализацию каких национальных проектов на нашей территории Вы бы выделили в качестве наиболее удачных ?
Юрий Сюсин: Среди удачных следует отметить качественное образование. В этой области у нас есть конкретные достижения. Подключены к интернету все школы района,. Три из них получили по миллиону рублей на развитие материально-технической базы. Восемь педагогов стали грантополучателями по 100 тысяч рублей. Сельские ребятишки ездят на занятия на новых автобусах. Это, безусловно, дает повод для оптимизма. А сама система образования признана лучшей в Иркутской области.
Районная больница получает новое диагностическое и лечебное оборудование, парк станции «Скорой помощи» пополнился четырьмя современными спецмашинами, поднялась заработная плата у ряда медицинских работников. При рождении второго ребенка семьи получают «материнский» капитал. Совершенствуется система образования в районе. У школ появилась возможность участвовать в различных конкурсах
Но, наверное, на собрании такого уровня речь больше шла о проблемах по реализации национальных проектов?
- Дмитрий Медведев – куратор нацпроектов – действительно заострил внимание на фактах, тормозящих их выполнение. Так, если большинство органов местного самоуправления в достаточной мере выполняют свои полномочия по реализации проектов в сфере образования и здравоохранения, то в вопросах развития жилищного строительства и аргропромышленного комплекса выжидают, не пытаются найти верные решения. Например, вопрос строительства жилья сдерживает отсутствие у большинства муниципалитетов схем территориального планирования. Без генплана невозможно развиваться. Если у нас не будет схемы территорий, с 1 января 2010 года мы не сможем заниматься выделением земельных участков. И администрация района работает в этом направлении. По решению Думы проведен конкурс среди разработчиков схемы планирования.
- Какие задачи были поставлены перед органами местного самоуправления по проведению выборов 2 декабря 2007 года?
- По данному вопросу выступал президент. Он выделил три основных момента: проведение организационно- технических мероприятий по обеспечению выборной кампании, создание надлежащих условий для работы избирательных комиссий и обеспечение информированности избирателей по реализации их права принимать участие в выборах.
Ни одно из этих направлений не выпало из поля зрения администрации Шелеховского района. Вопросы решаются по мере их возникновения. Делается все возможное, чтобы каждый житель пришел 2 декабря на избирательный участок и сделал свой выбор. Хочется, чтобы люди отдали свои голоса за людей, достойных, принципиальных, инициативных и думающих, умеющих не только принимать решения, но и выполнять их. Ведь вновь избранным депутатам и главам поселений предстоит активно включиться в работу по реализации закона «О местном самоуправлении» сейчас, не откладывая на завтра.