13 ноября 2014 г.

ГЛАВНОЕ – НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ

В Центре развития творчества детей и юношества прошёл семинар «Социализация детей с ограниченными возможностями», направленный на помощь родителям и педагогам. На нём были заслушаны доклады, прошли презентация и практические занятия по снятию эмоционального и физического напряжения, созданию тёплого микроклимата в семье. Участники семинара из этой встречи почерпнули немало полезного для себя, а главное, поняли, что не одиноки в своих проблемах.

- Возьмите орешек, внимательно рассмотрите его, а затем тот, что у соседа. Они похожи, но среди них вы не найдёте ни одного одинакового. Так и наши дети похожи друг на друга, но в то же время они такие разные. В их воспитании нужно как можно больше проявлять понимания и участия. Помните, что больше всего ребёнок нуждается в безусловной любви, – отметила руководитель клуба «Содружество» и организатор семинара Елена Черкашина, – нужно принимать наших детей такими, какие они есть.

Она напомнила также, что сегодня особенно остро стоит проблема социализации детей-инвалидов. Нередко они оторваны от своих сверстников, не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Но родители всегда должны помнить, что физические недостатки – не повод опускать руки.

Елена Викторовна подготовила к семинару видеопрезентацию. На экране Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев. Во время Великой Отечественной войны из-за тяжёлого ранения ему были ампутированы обе ноги, но это не помешало ему продолжать летать и сбивать самолёты врага.

Американка Хелен Келлер после болезни, перенесённой в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. Она овладела знаковым языком, затем, освоив правильные движения губ и гортани, научилась говорить, в 1904 году с отличием окончила колледж. Хелен написала более десяти книг, выступала за включение слепоглухонемых в активную общественную жизнь.

Итальянский оперный певец Андреа Бочелли, несмотря на слепоту, стал одним из наиболее запоминающихся голосов современности. Он исполняет как классический репертуар, так и баллады.

Особенно впечатлил участников семинара фильм про Дика Хойта, самого сильного папу в мире. Он 85 раз участвовал в 42–километровых марафонах, толкая перед собой коляску с сыном-инвалидом Риком. Восемь раз, кроме марафона, плыл по 4 километра, буксируя за собой шлюпку с сыном.

С сыном на спине катался на лыжах, лазил с ним по горам, а однажды прокатил его на велосипеде через все США. И всё это отец сделал потому, что сын написал ему однажды: «Лишь в эти минуты я не чувствую себя беспомощным».

В августе 1994 года была утверждена президентская программа «Дети России», включающая десять федеральных целевых программ, в том числе «Дети-инвалиды». Участники семинара познакомились и с основными положениями государственной программы РФ «Доступная среда». Затем их вниманию был представлен опыт работы клуба «Содружество».

Социализация детей – инвалидов – непрерывный процесс, в котором нужно учитывать специфику личности ребенка. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли себя обслуживать и ориентироваться в окружающем мире. Важно создать развивающую среду, приучать ребёнка к труду, предлагая выполнять посильные работы. При этом очень важно постоянно подмечать и поощрять его малейшие успехи.

Чтобы социализация проходила более успешно, родители должны научиться самообладанию: быть спокойными, уравновешенными, не повышать голос. Рекомендуется не прикасаться к ребенку в тот момент, когда родители на него злы, в таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Взрослые должны двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью, а для этого выполнять упражнения, которые способствуют снятию эмоционального и физического напряжения.

Дети часто жалуются, что родители их не понимают и не хотят понимать. В свою очередь родители обижаются на детей, что они бесчувственные, эгоистичные, не хотят понимать родительских проблем. Как улучшить взаимопонимание в семье? Об этом и многом другом шла речь на практических занятиях, которые провела дефектолог Татьяна Ерёмина. Она показала упражнения, способствующие снятию эмоционального и физического напряжения.

А многодетная мама Татьяна Кузнецова рассказала о значении музыки в создании здорового микроклимата в семье, в снятии психологического напряжения и даже в оздоровлении детей. В заключение встречи она взяла в руки гитару и участники семинара все вместе исполнили «Колыбельную», а также песни «О дружбе» и «О маме».

Ольга Соловецкая

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска