17 августа 2015 г.

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ТОЧКУ ОПОРЫ

«Финансы – точка опоры, которая позволяет перевернуть весь мир» - говорил кардинал Франции Ришелье.

       НЕМАЛО лет прошло с тех пор, да и Шелеховский район далековат от Франции, а вот роль достаточного финансирования, или, иными словами, муниципального бюджета переоценить невозможно. И речь уже не о том, чтобы «перевернуть мир», а чтобы достойно выполнять свои полномочия, необходимые планы и программы.

        Бюджет нашего района с годами возрастает, но одновременно увеличиваются и необходимые выплаты, а потому он остается несбалансированным и даже дефицитным. С 2011 года бюджет района вырос с 877 миллионов рублей (2013 год – 919,5 млн рублей) до 1 млрд 098 млн в 2014-м. Но эти деньги «съела» инфляция и выросшая зарплата бюджетников. В расходной части бюджета прошлого года 71,1% (785, 5 миллиона рублей) составляет именно зарплата с начислениями работников бюджетной сферы. Расходы эти, безусловно, необходимые и очень важные. В казне на развитие территории осталось чуть более 300 миллионов, которые и были направлены, в первую очередь, на питание детей в образовательных учреждениях, подготовку этих учреждений к новому учебному году и зиме, поддержку учреждений культуры, противопожарные мероприятия и так далее. Всего в бюджете района затраты на эти цели составили почти 90 процентов.

       В ЭТОМ году поступления в бюджет налоговых доходов начали постепенно сокращаться. Снижаются поступления по налогу на доходы физических лиц, по арендной плате за земельные участки в результате оспаривания арендаторами кадастровой стоимости земельных участков.

– Понятно, что в этих условиях от администрации требуется максимальное использование всех возможностей для привлечения средств в казну и экономное расходование имеющихся финансов, – говорит мэр Максим Модин. – За эффективное управление финансами в 2014 году район получил субсидии из областного бюджета в размере почти 25 миллионов рублей.

       Образовательные учреждения активно участвовали в грантовых конкурсах. Финансирование получили два проекта ЦРТДЮ и проект шелеховского лицея в рамках конкурса «Территория РУСАЛ» на сумму около 4 млн рублей.

В рамках частно-муниципального партнерства по 19 соглашениям о социально-экономическом сотрудничестве была оказана помощь на 20,9 млн рублей.

       Мы эффективно использовали муниципальное имущество, в бюджет поступило более 39 млн рублей от аренды и продажи земельных участков и имущества, перечисления части прибыли муниципальными унитарными предприятиями.

Важно учитывать и контроль в отношении муниципальных предприятий, который способствует их более эффективному развитию, эффективному использованию средств местного бюджета, а также увеличению поступлений в казну, – считает Максим Модин. – В прошлом году увеличился рост поступлений от муниципальных предприятий. Выросло количество платных услуг, контролем за оказанием которых мы должны заниматься.

      В ЭТОМ году работа продолжена. Контрольно-ревизионным отделом администрации проведено за полугодие 10 плановых проверок учреждений образования и культуры. В том числе ДХШ им. В. И. Сурикова, детских садов №5 «Одуванчик» и №2 «Колосок», НШДС №10, подкаменской школы №124, комбината детского питания, спортивно-оздоровительного лагеря «Орленок», большелугской средней школы №8. Из выявленных нарушений в финансово-хозяйственной дисциплине и отчетности на более 500 тысяч рублей в настоящее время устранено замечаний почти на 400 тысяч. Так что контрольная деятельность администрации положительно сказывается на финансовой дисциплине муниципальных учреждений и предприятий. В 2014 году проводилась и проверка Центра творческого развития и гуманитарного образования имени К. Самарина. Здесь так же были обнаружены нарушения почти на 190 тысяч рублей. Из них в настоящее время устранены недоработки на 160 тысяч.

– Депутаты Думы района работают в одной связке с администрацией, – вступает в разговор председатель комиссии по бюджету Думы района Андрей Кожевин. – Мы тщательно изучаем все исходные данные по бюджету, доходам, расходам, возможностям привлечения дополнительных средств. Так же задействуем возможности нашей контрольно-ревизионной комиссии. Правда, здесь не обходится без чрезмерного рвения сотрудников. При проверке Центра творчества им. Самарина проверяющие обнаружили «нарушения» по оплате труда и использованию безвозмездных пожертвований.

       Среди нарушений наша КРП указала, что ремонтные работы в учреждении были выполнены в 2014 году за счет средств стимулирующего фонда. То есть за июнь-июль проведены единовременные выплаты работникам за стирку штор, за выполнение ремонтных работ одиннадцати преподавателям выплачено от 500 до 4 тысяч рублей каждому, в зависимости от объема выполненных работ. В августе так же были произведены доплаты за стирку штор и покрытие паркета лаком в размере 2250 рублей. Не готов сейчас сказать, учтена ли возможность таких доплат в положении о стимулирующем фонде учреждения. Но практика доплат именно за такие трудовые вложения работников образовательных учреждений достаточно распространена в России. Дефицит средств и необходимость проведения косметических ремонтов в образовательных учреждениях приводит к тому, что последние учитывают в положениях о выплатах из стимулирующего фонда оплаты (за счет средств бюджета), что «выплаты за качество выполняемых работ включают:

– образцовое содержание кабинета;

– участие в деятельности вне рамок должностных обязанностей (ремонт школы, уборка территории и т.д.);

– за выполнение непредвиденных работ, особо важных для территории» (взято из Положения «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Королёва Московской области»).

      Думаю, не каждый квалифицированный преподаватель изъявил бы желание за 500 рублей или даже за 2000 выполнять работу, не требующую квалификации, физически трудную. Но этого требуют интересы учреждения. Так что, может, просто нужно внести дополнения в положения о стимулирующих фондах в соответствии со сложившейся практикой и существующим опытом. А не наказывать работников, чтобы не отбивать желания заботиться о своем учреждении».

«Или еще пример, – продолжает Андрей Владимирович. – Добровольные пожертвования родителей поступили на лицевой счет учреждения. При этом, как пишет проверяющий, «допущено нарушение законодательства по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

      «Нарушение прав граждан» заключается в том, что часть привлеченных средств в размере 5 тыс. рублей была направлена на охрану здания, 8,2 тыс. рублей – на учебно-методическую литературу. В то время как обеспечение содержания зданий и сооружений относится, согласно федеральному законодательству, к полномочиям органов местного самоуправления. Но ведь охрана – это безопасность детей, а не содержание здания! Словом, спорных вопросов достаточно.

Теперь хотел бы сказать уже как руководитель попечительского совета образовательных учреждений Шелеховского района, что мы стараемся совместно с учреждениями образования максимально привлекать средства для развития, подготовки к зиме школ и детсадов. Это нормальная практика социального, частно-государственного партнерства с привлечением родительской общественности».

- МЫ все же обратились в надзорные органы, чтобы там рассмотрели данное заключение. Будут результаты – обязательно расскажем, – говорит мэр района. – Но главное в том, что мы совместными усилиями стараемся отладить механизм качественного хозяйствования наших муниципальных учреждений, и обязательно будем использовать все возможности для пополнения бюджета. Например, продолжаем совместную работу с МИФНС России № 19 по Иркутской области в рамках работы межведомственной комиссии по повышению доходной части консолидированного бюджета Шелеховского района; направили туда информацию о незарегистрированных структурных подразделениях, осуществляющих деятельность на территории Шелеховского района, чтобы увеличить поступления от НДФЛ в казну.

– Это тем более важно, – считает Максим Модин, – что сегодня необходимо увеличить расходы района на содержание нового детсада №11 «Березка» (с. Олха), а также на содержание и ремонт переданного только что в муниципальную собственность детского дома «Ручеек».

Кроме того, увеличится объем софинансирования на приобретение здания, пригодного для оказания услуг дошкольного образования в п. Большой Луг.

Только используя все возможности пополнения бюджета, мы, думаю, реализуем все планы в социальной сфере.

Екатерина СЕМЁНОВА

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска