Напоминаем Вам, что Федеральное законодательство требует обязательное наличие в организации системы управления охраной труда (далее – СУОТ).
Неисполнение государственных нормативных требований охраны труда влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
СУОТ, согласно ст. 209 ТК РФ, – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Выделяют следующие этапы внедрения СУОТ:
- Определение целей охраны труда.
Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.
- Анализ деятельности в области охраны труда.
Составляется список всех необходимых мероприятий по охране труда. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.
- Распределение обязанностей по охране труда.
Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.
- Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
- Подготовка процедур СУОТ.
- Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.
Важнейшая составляющая СУОТ – управление профессиональными рисками.
Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, согласно которому с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 21.03.2019 № 77 руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации предписано обеспечить обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.
Итак, при внеплановой проверке представитель Государственной инспекции труда запросит у работодателя следующие документы:
- Приказ о проведении оценки профессиональных рисков и создании комиссии.
- Утвержденный список (перечень) рабочих мест.
- Методика оценки уровня риска (входит в структуру Положения о СОУТ или утверждается отдельным положением).
- Карты оценки профессиональных рисков.
5. Реестр рисков.
- Перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
По вопросам оказания методической помощи Вы можете обратиться в отдел по труду и социальному партнерству управления по экономике (г. Шелехов, ул. Ленина, 15, каб. 28, телефон 4-15-51, Email: petuhova@sheladm.ru, ilyin@sheladm.ru)