23 мая 2008 г.

Ассоциация – это союз единомышленников

Неделю назад, 15 мая, в Черемхово прошло общее собрание членов Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Были обсуждены вопросы взаимодействия муниципальных образований по реализации приоритетных национальных проектов, но, пожалуй, главным стало обсуждение обращения Ассоциации к главе региона Игорю Есиповскому и председателю Законодательного собрания Виктору Круглову по нестабильному финансовому положению муниципалитетов.

Мы попросили прокомментировать результаты этого обсуждения председателя Ассоциации, мэра Шелеховского района Юрия СЮСИНА.

- Юрий Александрович, формулировка «нестабильное финансовое положение» не кажется вам чересчур политкорректной? Еще в марте прошлого года на таком же собрании в Куйтуне главы поселений, мэры районов обращались к губернатору и председателю Заксобрания с просьбой о финансовой поддержке муниципалитетов. В сентябре уже на внеочередном заседании в Шелехове члены совета Ассоциации вновь вернулись к обсуждению этого вопроса. На заседание были приглашены депутаты Законодательного собрания, руководители подразделений областной администрации. Была даже сформирована рабочая группа по доработке проекта закона о бюджете на 2008 год.

- За прошедшее время ситуация мало изменилась. Реформа органов местного самоуправления в полном объеме взвалила на плечи и бюджеты местных властей решение многих задач, не подкрепив их финансами. Поэтому требования закона о местном самоуправлении за весь период реформы не выполняются в полном объеме. Бюджетный кодекс требует, чтобы дефицит бюджета муниципальных образований не превышал 10 процентов, поэтому администрации практически всех поселений вынуждены искусственно занижать свои расходы. Реально же дефицит бюджета многих поселений составляет от 100 до 500 процентов. Например, нашему району, чтобы в полном объеме выполнять все свои полномочия, необходимо увеличить бюджет еще на 40 процентов.

Искусственное занижение бюджета искажает реальную потребность в дополнительных источниках финансирования, в том числе и из федерального бюджета. Кроме того, приводит к сокращению ассигнований на содержание и капитальный ремонт социальнозначимых объектов, а также на реализацию целевых муниципальных программ и решение общегосударственных вопросов.

Отдельно в обращении мы отметили те факты, когда к финансовым органам муниципальных образований предъявляются судебные иски по взысканию кредиторской задолженности за прошлые годы. Бюджетное законодательство обязывает исполнить данные иски в течение трех месяцев, что влечет за собой неисполнение текущих расходов. Бюджетные счета блокируются, а это ставит под угрозу выплату даже заработной платы работникам бюджетной сферы. Ранее такие кредиты переводились в дотации, а в этом году по постановлению губернатора области «Об областном бюджете на 2008 год» кредиты поселениям-должникам не предоставляются.

- Что предлагает Ассоциация?

- Назрела необходимость пересмотреть нормативы отчисления доходов в местные бюджеты с учетом их специфики и налогового потенциала, внести изменения в механизм определения объема поддержки районов, городских округов и поселений, которые позволяют обеспечить предсказуемость, прозрачность и объективность доходов местных бюджетов. Кроме того, члены Ассоциации предлагают обратиться в Государственную Думу и правительство о необходимости изменений в Налоговый кодекс, чтобы в бюджеты муниципалитетов поступал вмененный налог, иные формы налогообложения малого и среднего бизнеса, доля налога на прибыль и имущество предприятий. Есть ряд и других предложений. В их числе необходимость законодательно закрепить за муниципалитетами конкретное участие в реализации приоритетных нацпроектов и федеральных целевых программ и ввести в ФЗ-131 положение, согласно которому комплексное социально-экономическое развитие муниципалитетов было бы отнесено к вопросам местного значения.

- Почему именно сейчас члены Ассоциации решили выступить с таким обращением, а не в начале года, когда финансовая обеспеченность муниципалитетов практически нулевая?

- Во-первых, с подобными просьбами выходили многие муниципальные образования, а во-вторых, готовился проект областного закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», который сейчас активно обсуждается.

- Вы считаете, что мнение членов Ассоциации будет учтено при его принятии?

- Думаю, что областные парламентарии учтут все предложения руководителей муниципалитетов, которые, как никто, знают реальное положение в своих поселениях. Вообще хочу отметить, что у нас сложились деловые, конструктивные отношения с обеими ветвями областной власти. В Иркутской области 460 муниципальных образований, из них 331 муниципалитет входит в нашу Ассоциацию, которая представляет интересы всех поселений. На последнем собрании в Черемхово в нее вступили еще 26 городов и сельских поселений. С декабря 2005 года, когда меня избрали председателем Ассоциации, мы смогли решить многие вопросы по предоставлению бюджетных кредитов, по нашему предложению в областном бюджете предусмотрены средства на разработку схем территориального планирования муниципальных районов, разработана областная программа по обеспечению местами в детских садах, сейчас она проходит согласования и начнет работать с будущего года. В нее вошел и Шелеховский район. Например, на реконструкцию бывшего детского сада №10 в городе требуется 80 миллионов рублей. Мы рассчитываем получить 50-60 миллионов на эти цели из областного бюджета.

Если говорить в целом, то роль Ассоциации муниципальных образований неизмеримо возросла. Наша Ассоциация выступила в числе 15 аналогичных организаций учредителем общероссийского Конгресса муниципальных образований в 2006 году. Если раньше в ее президиум входили представители центральных регионов России, то в январе этого года в него ввели от регионов Сибири и Дальнего Востока меня и мэра одного из районов Республики Саха.

В июле состоится очередное заседание президиума, на котором просто необходимо поднять тему межбюджетных отношений как внутри регионов, так и в целом по Российской Федерации. Несбалансированность бюджетов, потеря точки опоры способны опрокинуть любую реформу, в том числе и реформу органов местного самоуправления.

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска