17 декабря 2008 г.

Главный врач Шелеховской центральной раонной больницы ответил на вопросы пациентов

Что сегодня происходит в муниципальной медицине? Почему при множестве нововведений и экспериментов не уменьшается количество жалоб от населения на организацию и качество медицинского обслуживания? Всегда ли больной прав? Почему из больницы и поликлиники уходят специалисты? Почему издерганы врачи? Почему при всех усилиях эффективность медпомощи бывает мала? Эти вопросы задают пациенты. Эти же вопросы ставят перед собой и медицинские работники.

Пациент и врач – два полюса. К сожалению, между ними сегодня – повышенная степень напряженности. Ослабить ее может открытый разговор на больные темы, которые определяет жизнь. Два письма, а по сути – жалобы на организацию медицинского обслуживания, поступили в адрес редакции за последнее время. Письма анонимные, тем не менее, в них поднимаются вопросы, выходящие, на наш взгляд, за рамки частных случаев. Поэтому мы сочли возможным опубликовать их с некоторыми сокращениями и обратиться к медицинским работникам за комментариями.

ПИСЬМО ПЕРВОЕ

ПАЦИЕНТЫ ИЛИ КЛИЕНТЫ?

У нас в семье появился ребенок. До года с ним нужно пройти обследование у всех специалистов. Это понятно – ребенок растет, надо следить за его развитием. Но вот незадача – записи к врачу нет, «звоните – узнавайте, когда появится». Что ж, дежурим у телефона полмесяца. Наконец-то запись появилась, приезжаем, и тут выясняется самое интересное: существует две записи. Одна – бесплатная, но она, к сожалению, закончилась (и когда успела?! ), и платная, пожалуйста, через кассу. Идем в кассу. Отстояв очередь, платим, приходим и узнаем, что прием и по платной записи закончился. Надо сходить к врачу, говорят в регистратуре, и попросить, может, он вас примет? И что же получается – мы оплатили и будем сидеть с маленьким ребенком неизвестно сколько времени возле кабинета, пока не появится «окно» у врача, и он нас примет? И это ведь не один раз. Что это? Бизнес на здоровье детей? Наши дети - пациенты или клиенты в сфере платных услуг?

К кому обращаться и стоит ли? Останавливает страх, что местные эскулапы отыграются потом на детях. Детское пособие у меня – две тысячи рублей, у мужа зарплата тоже небольшая. Что нам делать? Молчать? Дальше терпеть «вытягивание» денег? Куда идут эти деньги: на зарплату врачам? На ремонт поликлиники? На лекарства? Одни вопросы. Но неужели у врачей недостойная зарплата, или, как в народе говорят, денег всегда мало? Но ведь и у нас карманы не резиновые!

Молодая мама

Письмо второе

НАДОЕЛО ХОДИТЬ ПО КРУГУ

Хочу узнать у главного врача нашей больницы, почему в поликлинике недостаточно внимания уделяется инвалидам и участникам войны. Трудно записаться на прием к специалистам. Везде очереди. А еще труднее получить бесплатные лекарства. Выписанный врачом рецепт надо заверить у специалиста, у заведующего отделением. У кабинета каждого из них очередь. Зачем вы гоняете людей? Или не доверяете своим участковым врачам?

Но даже и оформишь рецепт, а получить вовремя лекарства невозможно - нет в аптеке. Пока ждешь, срок годности рецепта выходит. Снова надо идти к врачу. И так по кругу. Как долго это будет продолжаться?

Письма комментирует главный врач Шелеховской ЦРБ Андрей Николаевич ДУДКО:

- Медицина как раз та рубашка, которая, как говорится, ближе всего к телу, ведь здоровье, пусть это звучит хоть трижды банально, - наша главная ценность. Понятно, людям хочется получать медицинскую помощь качественную, своевременную, и чтобы оказывалась она в комфортных условиях. Можете не верить, но медицинским работникам хочется того же. Трудно не согласиться с некоторыми фактами, приведенными в письме молодой мамы. Например, с очередью на запись к «узким» специалистам. В идеале этого быть не должно. Но это реальность, граничащая с бедствием, – недостаток врачей, особенно специалистов узкой направленности. А некоторых (кардиолога, лор-врача, ортопеда) в нашей детской поликлинике нет вообще. Дополнительно необходимо привлечь к работе невролога, хирурга, окулиста, поскольку имеющиеся не справляются с высокой нагрузкой. Не привлекателен сегодня для многих «узких» специалистов труд в районной поликлинике – вот в чем беда. Почему? Ответ на этот вопрос прост.

Вот молодая мама пишет, что у нее детское пособие всего 2 тысячи рублей. Да, это немного. Столько же у нас в поликлинике получают, например, регистраторы. А намного ли больше составляет зарплата тех самых «узких» специалистов, особенно молодых, у которых нет еще надбавок? Плата за напряженный и ответственный труд - 4 тысячи рублей. Понятно, что не хотят молодые идти на такие условия, а пожилые почти все уже закончили трудовую деятельность. Даже на платный прием уговорить работать врачей трудно, они и в основное время устают. Нагрузки увеличиваются по мере введения новых скрининговых программ, увеличения рождаемости, заболеваемости. Чтобы не быть голословным, приведу примерный круг обязанностей врача детской поликлиники прямо по пунктам:

1) прием больных детей по записи (норма – 16 человек);

2) прием экстренных и не записанных больных детей во время своего основного приема, которых записывают уже сверх основной записи, с разрешения врача, в нулевое время. Врач принимает таких детей «между» основными больными детьми. А их может быть от 5 до 10 и более. Это нервирует «очередников», ведь они вынуждены сидеть и ждать, хоть и записались заранее;

3) профилактический прием детей декретированных групп, диспансерных групп, детей-инвалидов, направление детей на санитарно-курортное лечение, оформление в ДДУ, школы, институты и т.д.;

4) прием по социальным показаниям (опека, КДН);

5) прием детей из сельских поселений;

6) осмотр «узкими» специалистами юношей допризывного возраста в период работы медицинской комиссии;

7) выезды комиссий в сельскую местность.

Вот и судите, почему «издерганы» наши врачи, откуда очереди и пресловутые «окна». С трудом удается найти иркутских специалистов, готовых приезжать в Шелехов принимать наших ребятишек. Те же, кто соглашается, конечно, не обязаны это делать безвозмездно. Отсюда и платные приемы, и платные очереди. Будет ли лучше молодым мамам с маленькими детьми, если мы предложим им самим добираться до областных лечебных учреждений? И говорить о «вытягивании» денег и бизнесе на здоровье детей, я думаю, здесь неуместно и некорректно. Подчеркну при этом – нам понятны проблемы наших пациентов, мы не отмахиваемся от них, многие проблемы разрешаем, но кадровый вопрос по-прежнему самый острый. Коллектив детской поликлиники составляют грамотные, чуткие, добрые доктора, и они тоже нуждаются в милосердии и понимании. А пренебрежительное «эскулапы» - абсолютно незаслуженно и обидно.

И последнее. Конечно же, в поликлинике не проводятся ремонты за счет платных приемов. На эти цели выделяются средства из районного бюджета, благодаря чему в скором времени детская поликлиника приобретет обновленный вид. Надо только немного потерпеть.

Что касается второго письма. В поликлинике Шелеховской ЦРБ к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны всегда было особое внимательное отношение. Для них в регистратуре запись ко всем врачам осуществляется вне очереди (при наличии удостоверения), а любое другое обслуживание - первоочередное.

Чтобы не ходить лишний раз в поликлинику, можно записаться к участковому врачу за два-три дня до приема по телефону (после 14 часов), Кстати, такую возможность имеет каждый житель, прикрепленный к поликлинике.

Согласен с автором письма, что долго и утомительно приходится ходить по кабинетам, чтобы оформить рецепт на получение бесплатного лекарства. Но ряд приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, на основании которых в нашем учреждении определен порядок выписывания рецептов на лекарственные средства льготникам. При этом ряд препаратов, определенных Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития № 451 н от 27.08.2008, выписывается только по решению врачебной комиссии. Нарушать установленные правила и действовать по своему усмотрению, даже и во благо пациентов, медицинские работники не имеют права.

Порядок проверки заведующим отделением правильности выписывания участковым врачом рецепта на льготное лекарственное средство введен приказом по Шелеховской ЦРБ для внутреннего контроля. Мы доверяем своим врачам, но, к сожалению, бывают ошибки, которые влекут за собой весьма неприятные последствия: страховые компании после выявления ошибок взыскивают с учреждения стоимость лекарств, полученных по неправильно оформленным рецептам.

Вопрос своевременного обеспечения граждан лекарственными средствами по выписанным врачом рецептам не является компетенцией лечебного учреждения. Эта функция возложена на аптеки, получающие препараты от фирм-поставщиков. И, как правило, фармацевты делают все от них зависящее, чтобы льготники своевременно получали лекарства. По имеющейся информации, отставание в настоящий момент ликвидировано по большей части списка медикаментов. Работники аптек поддерживают с пациентами тесную связь и информируют их о поступлении лекарств.

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска