24 декабря 2008 г.
В среду состоялось заключительное в этом году заседание Думы района
Депутаты, принимая бюджет района на следующий год, были вынуждены отказаться от ряда социальных программ, которые не входят в полномочия органов местного самоуправления. Вопросы обсуждались горячо, с огромным желанием в условиях растущего дефицита бюджета и экономической нестабильности максимальное количество средств направить на решение первостепенных задач. А это, в первую очередь, своевременная выплата зарплат служащим бюджетных учреждений, на которую запланирована почти половина всех расходов будущего года. На обеспечение медикаментами и продуктами питания предусмотрен 51 млн., на оплату коммунальных услуг и содержание имущества - 59 млн. рублей. Для выполнения этих полномочий депутаты Думы района вынуждены были принять решения о сокращении финансирования без исключения целевых программ от 30 до 70 %.
Резкое снижение доходов бюджета района, которое составило в ноябре 3,8 млн. рублей, а в декабре уже 13 млн. рублей, потери бюджета следующего года в размере 71 млн. рублей из-за изменений в законодательстве (в бюджет района перестанут поступать транспортный налог с физических лиц, транспортный налог с юридических лиц, налог по упрощенной системе налогообложения, налог на добычу полезных ископаемых), сокращение фонда оплаты труда на предприятиях Шелеховского района, которое влияет на налоговые поступления в местный бюджет, заставили депутатов неоднократно пересматривать бюджет. Изменение законодательства в области межбюджетных трансфертов преподнесло еще один неприятный сюрприз. Субсидии муниципалитетам из областного бюджета, которые направляются в районе на выплату заработных плат, согласно ст.18 Закона Иркутской области № 13203 от 17 декабря 2008 г., с нового года будут производиться только при условии выполнения строго предусмотренных 131 –ФЗ законом полномочий. В то время как закон исключил из полномочий района финансовое участие органов местного самоуправления в льготном лекарственном обеспечении, адресную социальную помощь гражданам, передав эти функции на федеральный уровень, депутаты на протяжении последних лет предусматривали в бюджете участие в данных программах. Расходы по ним в следующем году могли бы составить 1332000 рублей. При этом лекарства по льготным ценам получали бы только 230 жителей района, а помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации составила бы 500 рублей, доплата почетным гражданам – 1 млн. рублей. Но в случае сохранения расходов по этим программам на следующий год областной бюджет отказал бы району в субсидиях в размере 150 млн. рублей, направляемых на зарплату учителям и врачам.
В Шелеховском районе работают около 3000 человек – служащих бюджетных организаций, почти половина из них получает зарплату за счет областного бюджета.
В результате долгих дебатов, депутаты приостановили оказание адресной социальной помощи жителям района, решение по доплате почетным гражданам. Приостановили решение о бесплатном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан Шелеховского района, но обязали депутатов с участием представителей администрации и руководства ШЦРБ найти возможность положительного решения данного вопроса.
Мы попросили прокомментировать возможности бюджета следующего года начальника финансового управления администрации Шелеховского района Елену Федорову.
Елена Федорова: Бюджет на 2009 год принят. Предварительно трижды проводились публичные слушания, три раза собиралась бюджетная комиссия, проводились депутатские слушания. Бюджет по доходам в целом прогнозируется в размере 780,4 млн. руб., из них налоговые и неналоговые (то есть собственные) доходы составят 302 млн. рублей. Это лишь 90% от ожидаемых в 2008г. поступлений. К сожалению, наблюдается тенденция к росту зависимости местных бюджетов от финансовой помощи из областной казны. Причем размер этой зависимости с каждым годом увеличивается. Общая сумма финансовой помощи из областного бюджета на 2009 год составляет 420 млн. руб. и на 15% увеличивается по сравнению с нынешним годом. Удельный вес этой помощи в доходах местного бюджета составит почти 54 %.
Как и в прежние годы, основной упор в расходной части делается на социальные статьи расходов, такие, как оплата труда работников бюджетных учреждений - это 44,5% всех расходов, а так же обеспечение медикаментами и питанием. Резервный фонд остается на прежнем уровне – 600 тыс. рублей.
Социальная помощь жителей района – вопрос, который на заседании Думы никого не оставил равнодушным. За комментариями мы обратились к Олесе Хомколовой, заместителю мэра по управлению социальной сферой.
Олеся Хомколова, заместитель мэра по управлению социальной сферой: Сразу необходимо сказать, что меры социальной поддержки, помощь в трудной жизненной ситуации – это полномочия субъекта РФ – Иркутской области, и на нашей территории действует структурное подразделение министерства социального развития Иркутской области, в функции которого входят данные полномочия.
Муниципалитетам дано право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. Но есть одно но: эти меры можно принимать только за счет средств местного бюджета и только в случае гарантированной возможности исполнять все предписанные законом полномочия в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. Однако ситуация сегодня такова, что в 2009 году мы сможем профинансировать свои прямые полномочия лишь на 60 - 70% от потребности.
В бюджете 2009 года учтены в основном первоочередные направления расходов: это расходы по заработной плате (в объеме 91% от потребности), расходы на оплату коммунальных услуг, приобретение медикаментов и продуктов питания. Многие из действующих обязательств уже сокращены с учетом снижения доходов. В учреждениях социальной сферы вводятся ограничения потребления жилищно-коммунальных услуг.
Мы вынуждены принимать антикризисные меры, чтобы в следующем году обеспечить стабильную работу учреждений здравоохранения и образования.
Не от хорошей жизни Шелеховский район экономит.
Областной законодатель поставил нас в такие условия: ст.18 Закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2009 год» предусматривает, что получить субсидии из областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений образования, мы можем только при отсутствии расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Иркутской области к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Т.е. на одной чаше весов оказываются около 350 человек, получающих меры социальной поддержки из местного бюджета, а на другой - 1200 работников бюджетной сферы, которые уже за январь могут не получить заработную плату.
При этом, хочу подчеркнуть, что данные меры не отменяются, а приостанавливаются до стабилизации ситуации.
За 2008 год меры социальной поддержки из всех уровней бюджетов были оказаны на сумму 63 млн.руб.
Меры, по которым было приостановлено действие, – это 3,5% от этой суммы или 2239 млн.руб. с 1 января 2009 года в районный бюджет не будут поступать: транспортный налог, налог от упрощенной системы налогообложения, налог на добычу полезных ископаемых, снижено на 5 % поступление налога на доходы физических лиц.
По самым оптимистическим прогнозам, выпадающие доходы в бюджете района в 2009 году составят более 71 млн.руб.
В рубрике: Новости