Потребительский рынок – сфера, с которой каждый житель района сталкивается ежедневно. Магазины, павильоны, кафе, парикмахерские, ателье... Наша жизнь уже невозможна без них. Что было наиболее важным в работе этой сферы в прошлом году рассказывает начальник отдела по развитию потребительского рынка администрации района Ирина Астапенко.
- Потребительский рынок – это бизнес в постоянном развитии. Перестал развиваться, то отстал, уступил место конкуренту. Но это с позиции предпринимателя. А для меня, как для работника администрации, важно понимание того, что потребительский рынок – очень многопланов и сложен. Развитие бизнеса кратно влияет на развитие территории. С одной стороны это позволяет предоставлять жителям района качественные услуги по приемлемым ценам. С другой - увеличивает налоговые поступления в местный бюджет. А эти поступления – зарплата учителей, врачей, воспитателей. То есть предприниматели – полноправные партнеры органов местного самоуправления по развитию своих территорий.
Поэтому еще в 2007 году администрация района разработала концепцию развития потребительского рынка Шелеховского района на 2007-2010 годы, утвержденную решением Думы.
На прошедший год мы планировали увеличение объектов торговли. И в 2008 году открыты 30 объектов торговли и питания, дополнительно организовано 152 рабочих места. Из числа открывшихся магазинов продуктовый магазин «Лукошко» в 4 квартале ориентирован на обслуживание малообеспеченных категорий граждан. Розничные цены в магазине на 15% ниже средних по району, торговая надбавка на основные продукты питания ниже рекомендуемых в среднем на 10 процентов.
- То есть сфера услуг торговли поступательно развивалась в прошлом году. Но если рассматривать потребительский рынок с точки зрения развития бизнеса и с позиций предоставления доступных и качественных услуг жителям района, и здесь без цифр не обойтись…
- Объем реализации бытовых услуг в 2008 году составил 125800 тыс. рублей. Темпы роста объемов услуг в расчете на одного жителя составили 108,6%. Наиболее востребованы были услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, парикмахерские услуги, фотоуслуги.
Объем оборота розничной торговли в 2008 году в фактических ценах составил 4 млрд. 660 млн. рублей, что превышает уровень 2007 года на 31,5%. Оборот общественного питания - 186,0 млн рублей, что составило на 1 жителя территории – 3054 рубля и на 34,3% превышает уровень прошлого года.
Мониторинг продовольственного рынка выявил в 2008 году ощутимое повышение цен на основные продукты питания. Поэтому по распоряжению мэра Шелеховского района Юрия Сюсина была создана рабочая группа, которая определила величины действующих торговых надбавок на продукты питания на территории.
Анализ показал, что в 2008 году рекомендуемый максимальный размер торговой надбавки к закупочным ценам на продукты питания в Шелеховском районе в основном соблюдался. По выявленным нарушениям принимались необходимые меры.
- Контроль за деятельностью предпринимателей, за качество реализуемой продукции, соответствием ценовых надбавок и соблюдением правил торговли – важнейшее направление работы отдела?
- Во взаимодействии с федеральными органами государственной власти Иркутской области в рамках защиты прав потребителей на территории района в прошлом году проводились месячники по качеству и безопасности ранних овощей и фруктов; качеству хлеба, хлебобулочных, макаронных изделий и крупы; качеству и безопасности мяса; по контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции.
В апреле прошлого года было подписано соглашение между администрацией района и контролирующими органами о взаимодействии по контролю производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В межведомственной комиссии рассматривались вопросы, касающиеся качества и безопасности реализуемой алкогольной продукции, проверка соблюдения правил торговли алкогольной продукцией, случаев отравлений алкогольной продукцией, сотрудничества с управлением образования, молодежной политики и спорта по профилактике алкогольной зависимости у подростков. В бюджет района поступили штрафы за нарушения правил розничной продажи, хранения и перевозок алкогольной продукции в сумме 627,5 тыс рублей.
Сейчас много говорится об экономической нестабильности. И в этой ситуации возвращаем прежние формы торговли продукцией, когда продавали с автомобилей, без посредников и торговых накруток.
В настоящее время семь социально ориентированных магазинов работают в Шелехове. Розничные цены в этих объектах торговли на 15% ниже средних по району. Торговая надбавка к закупочным ценам на основные продукты питания в них в среднем на 10% ниже, чем в обычных магазинах. Параллельно развиваем фирменную торговлю, открыт 21 объект такой торговли. ООО «Белореченское», «Каравай», «Янта», «Колос», шелеховский хлебзавод развивают свою торговую сеть.