3 марта 2009 г.
Интервью с начальником финансового управления
Первый квартал нового года – это время подведения итогов, отчетов за прошедший год. А наши планы, их реализация всегда зависят от финансовых возможностей. Поэтому, подводя итоги, правильно будет начать с бюджета района, с наполняемости нашего общего районного кошелька. Наш корреспондент беседует с начальником финансового управления администрации Шелеховского района Еленой Федоровой.
- Последние годы здесь есть положительная динамика. Объем доходов бюджета Шелеховского района увеличился с 500 млн.руб. в 2006 году до 757,6 млн.руб. в 2008, в 1,5 раза.
Главные статьи доходов бюджета - налоговые поступления, безвозмездные поступления, доходы от предпринимательской деятельности, неналоговые доходы. За прошедшие годы наблюдался постоянный рост налога на доходы физических лиц со 145,8 млн. в 2006 году, до 191,1 млн. в 2007 году и до 226,3 млн. в прошлом году. Этот показатель говорит о росте зарплат жителей района, показатель уровня и качества жизни населения. Общий рост налогов, включая ЕНВД, транспортный и другие налоги составил 120% к уровню 2007 года. А размеры налоговых поступлений в бюджете района достигли в прошлом году 289,4 млн. рублей.
Безвозмездные поступления (а это в основном финансовая помощь из областного бюджета) в общем бюджете района 2008 года равны 361,9 млн. рублей, доходы от предпринимательской деятельности - 57,7 млн., неналоговые доходы – 48,6 млн. рублей.
- За счет чего произошло увеличение бюджета Шелеховского района в прошлом году?
- Во-первых, рост зарплат жителей района привел к увеличению налоговых поступлений в бюджет, о чем я уже говорила. Во-вторых, принятое год назад решение оставить муниципалитетам ряд налогов, таких, как транспортный. Наконец, администрация активно работала по привлечению средств. В результате работы МВК по увеличению доходной части бюджета Шелеховского района во все уровни бюджета поступило от налогоплательщиков Шелеховского района 58,2 млн. руб., в том числе в бюджет района 1,5 млн. руб.
Кроме того, комиссией по муниципальному заказу в течение года проведено 44 аукциона, 4 открытых конкурса, 154 запроса котировок цен по закупке товаров, оказанию услуг. Экономия бюджетных средств составила 11 млн. рублей (2007 год экономия составила 3,8 млн.руб.).
- Как расходовался бюджет района?
- На финансирование всех расходных обязательств, запланированных на 2008 год, направлено 766 млн. руб.
Бюджет района в 2008 году был социально направлен, наибольший удельный вес в общем объеме расходов занимает социальная сфера – 84% или 642 млн. рублей (2007 год – 86% или 577 млн.руб.). В том числе: образование – 68% или 522 млн. руб.( 2007 год – 68% или 460 млн.руб.), культура – 1,8% или 14 млн. руб.( 2007 год – 2% или 14,6 млн.руб) , здравоохранение и спорт – 14% или 106 млн. руб. ( 2007 год - 15% или 102,7 млн.руб.). При этом главная часть затрат бюджета – выплата зарплат работникам бюджетной сферы.
В 2008 году для образовательных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения приобретено оборудования за счет средств бюджета района, областного бюджета (субвенция на образование, ОЦП «Социальное развитие села Иркутской области до 2010г.» МУ «ШЦРБ») на 17 млн. руб.
Проводился текущий и капитальный ремонт в учреждениях социальной сферы. На эти цели было затрачено 11 млн. руб.
Были выделены средства на приобретение лекарственных средств в лечебные учреждения и предоставление бесплатных лекарственных средств - 5,5 млн. руб., что на 2 млн. меньше 2007 года за счет отмены в 2008 году 100 % льгот на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Кроме того, при амбулаторном лечении отдельным категориям граждан производилась оплата 50% стоимости лекарственных средств, приобретаемым по рецептам израсходовано из бюджета 323,3 тыс. рублей.
В 2008 году профинансированы мероприятия на проведение летней оздоровительной кампании в размере 5 млн. руб.
А всего за летний период 2008 года на оздоровление детей, учитывая другие источники финансирования, направлено 13 млн. руб. Оздоровлено 5 тыс. детей. Из бюджета района в 2008 году было оплачено 134 т.р. на оплату труда подросткам, занятым в ремонтных трудовых бригадах.
- Мы уже писали, что в 4 квартале прошлого года началось падение доходов в бюджет района. Как обстоят дела сегодня?
- Действительно, в ноябре-декабре прошлого года бюджет района недосчитался порядка 25 млн. рублей. В основном за счет недополучения налога на доходы физических лиц. Основные причины: свертывание производств, приостановка деятельности предприятий, особенно строительных компаний, сокращением рабочих мест. Как результат началось падение налоговых поступлений в бюджет. Основной бюджетообразующий налог – на доходы физических лиц, который составил в 2008 году 78,2 % от налоговых доходов. В 2009 году в результате «ухода» из доходной части бюджета района транспортного налога; поступлений от УСН; НДПИ, доля НДФЛ увеличилась – 89%.
Кроме того, сложности четвертого квартала прошлого года привели к росту недоимки по налогам. На 01.01.2009 она составила 16 649 тыс.руб. (увеличение на 4,4 млн.руб). Общее увеличение недоимки обусловлено ростом недоимки по транспортному налогу (на сумму 3 936 тыс. руб.), которая составляет 65,2 % от общей суммы. Недоимка по сравнению с прошлым годом увеличилась и по другим видам налогов: по налогу на доходы физических лиц на 279 тыс. руб., по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых на 400 тыс. руб.
По остальным видам налогов произошло незначительное снижение недоимки на общую сумму 206 тыс. руб.
Все это сразу сказалось на росте кредиторской задолженности. По состоянию на 01.01.2009 она составила 168,4 млн. руб. В сравнении с 2007 годом задолженность выросла до 16 млн. руб., в основном по следующим статьям расходов:
- коммунальные услуги - 3 млн. руб.;
- содержание имущества (капитальный и текущий ремонт, содержание помещений) – 8 млн. руб.;
- увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания, приобретение медикаментов, хозяйственные нужды и пр.) – 5 млн. руб.
Общие тенденции экономического спада требуют ужесточения контроля за своевременностью погашения всех налоговых и неналоговых обязательств, оперативного мониторинга поступлений средств в районный бюджет.
Органы местного самоуправления обязаны исключить все, не отнесенные к их полномочиям, расходные обязательства и оптимизировать использование средств бюджетов. С этой целью в администрации района сокращен фонд оплаты труда муниципальных служащих, выборного должностного лица, кроме того, сокращена численность муниципальных служащих. Эти мероприятия позволили на 12% или почти на 9 млн. рублей сократить расходы бюджета от ранее имеющейся потребности. Из статей расходов исключены обязательства, не отнесенные к полномочиям местного самоуправления. Проводится ряд мероприятий по сокращению фондов оплаты труда в муниципальных учреждениях (за счет сокращения выплат на период временного отсутствия работников, перевод на неполный рабочий день), проводятся мероприятия по оптимизации учебного процесса. Дополнительная экономия средств будет осуществляться за счет сокращения расходов на содержание муниципального имущества, расходов на Интернет. В результате всех мер по оптимизации расходов бюджета администрации Шелеховского района экономия составит более 45 млн. рублей. Приоритетными заботами органов местного самоуправления в сложившейся ситуации остаются своевременная выплата заработных плат, финансирование медикаментов и продуктов питания.
Финансирование муниципальных целевых программ сокращено до 70%. В то же время в бюджете района пока предусмотрены средства в объеме 20 млн.рублей на реконструкцию филиала школы № 5 в дошкольное образовательное учреждение. Мероприятия по реконструкции здания включены в областную государственную целевую программу поддержки и развития учреждений дошкольного образования в Иркутской области на 2009 – 2014 годы, утвержденную постановлением Законодательного собрания Иркутской области на условиях софинансирования.
В рубрике: Новости