10 марта 2009 г.
Галина Зорина: "Выбор, ставший судьбой"
Председатель жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» ректор МГУ Виктор Садовничий сказал, что каждый учитель - как отдельная цельная картина, со своими красками, оттенками, композицией и идеей. Это определение в полной мере относится к учителю информатики шелеховской гимназии Г.Г. Зориной, вошедшей в число 15-ти лучших учителей страны.
- Галина Георгиевна, ваши коллеги знают вас как человека с большим научным потенциалом. Вы с красным дипломом окончили Иркутский госуниверситет, затем аспирантуру, блестяще защитили кандидатскую диссертацию. Казалось бы, открыта дорога для научной карьеры. Не кажется, что растрачиваете себя в школе?
- Когда заканчивала университет, думала о математике и компьютерах, специализировалась по аэродинамике и моделированию компьютерных процессов. Но жизнь сделала крутой поворот и привела меня в школу. Туда, где работала моя мама, где трудится сестра. Значит, это – судьба. Я не привыкла оглядываться. Человек познается в момент какого-то выбора. И если он его сделал, должен за это отвечать. А если уж говорить о тратах, то все свои знания я без остатка отдаю своим ученикам. И все равно перед каждым выпуском чувствую досаду, что-то вроде угрызений совести: недодала что-то, могла бы больше, лучше…
- Почему в вашей семье такая стойкая приверженность к профессии учителя?
- Может быть, потому, что в педагогиге есть определенная стабильность. В мире меняются эпохи, режимы, менталитеты. Учитель во все времена категория нравственная и вращается вокруг одной орбиты, которая называется – дети. Все относительно, кроме задачи учителя – учить разумному, доброму, вечному.
- Что для вас в жизни является главным?
- Быть честным в отношении себя, не потерять себя, иметь смелость идти до конца в своих стремлениях. Могут быть любые времена и нравы, можно жить в одной, а переехать в другую страну. Можно иметь разных начальников. Но при этом всегда оставаться самим собой при любых обстоятельствах, не забывать о смысле, ради которого ты живешь на свете. Сейчас это очень трудно: много соблазнов, предложений, обещаний. Нелегко держать баланс выбора, баланс свободы и ответственности, свободы быть собой, свободы меняться все время, пересматривать свои принципы, чтобы не закостенеть.
- Галина Георгиевна, у вас была возможность познакомиться с системой образования в Америке, Японии, Финляндии. Принято считать, у них это делается лучше, чем у нас…
- Изучая лукавую цифирь показателей, мы должны подумать, что брать за критерий. У финнов и японцев при отсутствии возможности купить документ об образовании развито чувство ответственности за свое образование, без этого невозможно сделать карьеру. Поэтому ответственность за получение образования перекладывается на ученика и его родителей. Там учитель – хороший урокодатель, и только. Функции воспитания он на себя не берет. При этом статус учителя очень высокий. В Японии – 40 человек в классе, и дисциплина отличная, потому что авторитет учителя абсолютен и непререкаем. Там и к образованию другой подход.
У детей в Финляндии живой, но поверхностный, раскрепощенный ум, легко ориентирующийся в изменяющейся обстановке, работающий на потребу дня. Много не заучивают - для этого есть учебники, компьютер.
У наших же детей привит более фундаментальный и основательный подход к учебе. Хорошо это или нет? Ответ на этот вопрос часто подсказывает жизнь. Когда речь заходит о ярких талантах и аналитических умах, найти их, оказывается, можно только в российской школе. А какие уроки давали наши учителя за рубежом! Вызывали всеобщее удивление. Там так не работают. Поэтому, я считаю, понятия лучше или хуже здесь неприемлемы. Правильнее сказать - другой подход, другое образование. Время верхоглядов у нас пройдет, и все станет на свои места.
- Что дали вам участие в областном и всероссийском учительских конкурсах?
- В них участвовали люди с современными понятиями о педагогике. Они готовы не только воспринимать свежие идеи, но генерировать их в новые и отдавать другим. Они открыты для восприятия всего передового, еще не отработанного, но уже востребованного обществом. Находясь среди них, ты видишь продвижение своей идеи. Встречи и общение с такими коллегами очень важны. Ведь впереди - большая серьезная работа по внедрению новых стандартов в образовании. Учительская планка резко поднимается вверх.
- И все же, почему вы работаете в школе? Ваши знания пригодились бы и в высшем учебном заведении, и на производстве.
- Если человек не способен работать с детьми, он в школе не задерживается, Дети – это своеобразный детектор лжи. Индикатор. Они сразу дают понять, нужен ты им или нет. Когда приходишь на урок, по глазам ребят определяешь меру своих способностей, возможностей и талантов, Мне кажется, я нужна им. Вот поэтому я и работаю в школе…
- Какими вы хотите видеть в будущем учеников и своих собственных детей?
- Хочется, чтобы они нашли себя и реализовали. Мы готовим детей для будущего, пока еще непредсказуемого. Раньше люди столетиями передавали потомкам свой опыт, знания, культуру, материальные накопления, и жизнь поколений разнилась не так уж сильно. В наш стремительный век все так быстро меняется, мы не можем сказать, что пригодится нашим ученикам. Но как бы ни сложились их судьбы, где бы они ни жили, ни работали, мне бы хотелось, чтобы они состоялись как люди честные и порядочные, надежные и ответственные.
- Где тот источник ресурсов для осуществления ваших планов?
- В семье. В свое время говорили: семья – это главная ячейка общества. В наши дни, я бы сказала - самая мобильная единица. Супруги – это как боевое звено двух самолетов. От их маневренности, надежности, ответственности и взаимовыручки зависит, выживут они в это непростое время или нет, а вместе, с каждой семьей, и вся страна.
- Что бы вы хотели пожелать коллегам и всем женщинам?
- Чтобы статус человека работающего был более устойчивым. Чтобы образование и здравоохранение работали и развивались не по остаточному принципу. Чтобы дети были здоровы. Сейчас все боятся потерять работу, посвящают ей все свое время, чтобы побольше заработать денег. Но не нужно забывать, что кроме работы есть другая жизнь - семья, дети, то, ради чего мы, собственно, живем и работаем. Уделяйте больше внимания близким, чаще общайтесь с вашими детьми, дарите себе и другим эти минуты радости.
В рубрике: Новости