10 августа 2009 г.

"Урожай растим мы сами"

Для сельских школьников летние каникулы не только время отдыха, игр на свежем воздухе и купания в местных водоемах, но и период интересной и увлекательной работы на пришкольных участках, где ребята вместе с учителями выращивают различные овощные и плодовые культуры. Занимаясь растениеводством, мальчишки и девчонки имеют возможность на практике применить знания, полученные на уроках биологии, приобщиться к крестьянскому труду и заготовить продукты для школьных столовых, из которых повара готовят для детей в течение учебного года полезные блюда. Завтраки и обеды из собственных овощей получаются вкусными и недорогими, что совсем немаловажно в наше кризисное время.

ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ

В школе № 8 поселка Большой Луг пришкольный участок занимает площадь 0,5 га. Выполняя несложные опыты с растениями, школьники закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, учатся ухаживать за различными культурами, приобщаются к коллективному труду.
Этим летом учебную практику на пришкольном опытном участке под руководством учителей В.В. Кульгаевой, И.А. Суриковой и С.В. Руденко пройдут 90 ребят – учащиеся 5-х, 6-х и 8-х классов.
Пришкольный участок расположен вдали от школы и не охраняется. Но, несмотря на эти и другие трудности, ребята большую территорию участка засадили деревьями и кустарниками, принесенными из дома и леса.
Каждый год на участке создается отдел систематики растений. Учащиеся знакомятся с представителями семейства цветковых, проводят опыты с овощными растениями. Причем у каждого класса свое конкретное задание на лето. Например, для пятиклассников – определить степень влияния различных приемов возделывания овощных растений на их рост, развитие и урожайность. Учащиеся 6-го класса изучают новые сорта овощных культур.
Пришкольный участок – своего рода и лаборатория под открытым небом, где претворяется в жизнь экологический проект «Эко» по изучению анализа местных почв.
- Считаю, что, работая на пришкольном участке, учащиеся убеждаются, каким трудом добываются новые знания, каких это стоит усилий, - говорит учитель биологии В.В. Кульгаева. - Здесь они начинают понимать, как формируются лучшие человеческие качества, основанные на принципах объективности, честности, научной этики, невозможности нарушать законы природы. Безусловно, в той или иной степени эти качества переносятся на все сферы деятельности личности, становятся чертами характера наших школьников.
Не забывают большелугские педагоги и учащиеся о благоустройстве территории школы. На разбивке газонов увлеченно работают ученица 6 класса Вероника Воеводина, семиклассница Наташа Пустовалова, восьмиклассники Дима Кузьминых, Даша Лысенко, Маша Максимова.

ВСЕ ОВОЩИ – В ШКОЛЬНУЮ СТОЛОВУЮ

Олхинская средняя школа №7 на весь Шелеховский район известна своим пришкольным участком. С обобщением учебно-опытной работы педагоги и учащиеся выступали на районном образовательном форуме-2009.
С наступлением весны ежегодно закипает жизнь на пришкольном участке. Не стал исключением и нынешний огородный сезон. Работники образовательного учреждения и школьники, как только наступили теплые деньки, высадили в грядки морковь, свеклу, картофель, фасоль, кабачки, патиссоны. В теплицах разместили помидоры, перцы, баклажаны, огурцы. Клумбы засеяли цветами.
Каждый овощ быстро растет и радует щедрым урожаем, если за ним хорошо и правильно ухаживать. Все виды агротехнических работ выполняют на пришкольном участке учащиеся под руководством педагогов и сотрудников школы. На летнюю практику выходят школьники всех возрастов. Для каждого – соответствующая нагрузка и время отработки. Одни пропалывают грядки, другие поливают посадки, третьи подвязывают и прищипывают растения. И все с удовольствием собирают урожай, зная, что вырастили его своими руками и обеспечили себе вкусные и недорогие обеды в школьной столовой.
- Правда, урожаи каждый год бывают разные, - рассказывает директор школы В.А. Татаринова. - Иногда запасов с нашего пришкольного участка хватает на все учебное время. Когда нет, просим родителей поделиться со школьной столовой излишками со своих огородов, ведь обеспечение детей разнообразным и калорийным питанием – наша общая задача.

УЧЕБНЫЙ КЛАСС ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Тридцать лет возглавляет работу на пришкольном участке Введенской школы учитель Т.П. Богомолова. Глядя на разнообразие высаженных здесь культур, ухоженные растения, понимаешь, что для Татьяны Петровны работа на земле - любимое увлечение, главное дело жизни, которому она стремится научить и своих воспитанников.
- Мы живем в деревне, где людей, в первую очередь, кормит земля,- говорит Татьяна Петровна. – Работе на пришкольном участке мы придаем большое значение еще и потому, что в некоторых семьях, к сожалению, детей не учат обрабатывать землю, выращивать урожаи.
На введенском школьном огороде – капуста и помидоры, тыква и огурцы, горох и свекла, все то, что щедро родит сибирская земля.
Весь урожай, который вырастят учащиеся, пойдет в закрома школьной столовой. Вот только с картофелем в этом году будет напряженка. Нынче эту культуру решили не сажать, а все 20 соток, отведенные для нее, оставили под пары. Это проверенный агротехнический прием для повышения будущей урожайности и борьбы с сорняками. Две-три вспашки картофельного поля в течение сезона позволят значительно избавиться от сорной травы.
Но без «второго хлеба» школьники, безусловно, не останутся. Накануне каждого нового учебного года в школе проводятся осенняя ярмарка и операция «Овощи», в ходе которых пополняются продуктовые запасы школьной столовой за счет излишков, выращенных односельчанами на своих огородах, в первую очередь, родителями учащихся.
На пришкольном участке мальчишки и девчонки работают все лето. А чтобы дело спорилось, разработан ряд стимулов. У каждого – трудовая книжка. В ней записываются все достижения ученика. В конце практики выставляется оценка за трудовую четверть. А 1 сентября на Празднике знаний лучшие юннаты награждаются Почетными грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками.
Есть у введенских школьников и другие награды. Например, призовые места на областных слетах юных натуралистов, региональном смотре юных исследователей природы за доклад «Природа пришкольного участка», а также дипломы за представленные на научно-практической конференции «Шаг в будущее, юниор!» работы по изучению сельских проблем, о результатах научных опытов по выращиванию капусты и борьбы с молочаем.
- На территории школы – ухоженный парк. Деревья, кустарники, цветочные клумбы. Это тоже частичка учебного класса под открытым небом. Место высадки каждого растения продумано, выполняет декоративное назначение, а цветы, среди которых более 20 видов многолетников, живописным ковром до глубокой осени украшают школьный двор.
Это и есть положительный итог совместной опытнической и исследовательской деятельности педагогов и учащихся на базе пришкольного участка, что является приоритетным направлением инновационной работы школы.

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска