20 августа 2009 г.

Сохранить качество муниципальных услуг

Негативные последствия мирового экономического кризиса задели, в первую очередь, финансы и экономику. Не обошли эти проявления и наш район.
Как повлияла существующая экономическая ситуация на работу финансового управления администрации Шелеховского муниципального района? Что изменилось в приоритетах управления? Об этом - беседа с начальником финансового управления Еленой  Федоровой.
Елена Федорова: Кроме финансового кризиса негативное влияние оказали внесенные изменения в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». С 1 января этого года в местные бюджеты не поступают НДФЛ (5%), налог по упрощенной системе налогообложения, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых. В цифровом выражении это недополученные в 2009 году 72,2 млн.рублей.
С учетом тенденции снижения поступлений, дважды вносились изменения в главный финансовый документ района. Так утвержденный на последнем заседании Думы бюджет в части налоговых поступлений составляет 198 119 тыс.рублей , или 68,5 % от уровня 2008 года, и 77,8 % от первоначально утвержденного на 2009 год. В целом по налоговым, неналоговым доходам бюджета Шелеховского района прогнозируется снижение к уровню 2008 года в пределах 111 000 тыс. руб.
Непростая экономическая ситуация заставила, с одной стороны, предельно экономить, с другой - изыскивать все возможные пути для привлечения финансов в наш общий кошелек, и, плюс к этому, принимать к исполнению лишь финансовые обязательства, без которых району никак не обойтись.
-Об экономии бюджета района мы уже подробно рассказывали нашим читателям, поэтому давайте просто в нескольких строках напомним о предпринятых в этом направлении шагах.
Елена Федорова
: Сокращение расходной части бюджета проводилось в два этапа. И дало возможность сократить расходы, в общей сложности, на 142 млн. рублей. Были исключены все расходные обязательства, не отнесенные к вопросам местного значения. 2 бюджетных учреждения переведены в форму автономных; оптимизирована численность и фонд оплаты труда муниципальных служащих (так заработная плата 1 полугодия 2009 года на 18 % меньше выплат 1 полугодия 2008 года); оптимизирован фонд оплаты труда в образовательных и медицинских учреждениях; сокращены транспортные расходы и расходы на ремонт; почти на 70% сокращены муниципальные целевые программы; сокращены текущие расходы.
В полном объеме осуществляются расходы, связанные с выплатой заработной платы, оплаты за коммунальные услуги, приобретение продуктов питания, медикаментов.
Экономия бюджета района происходила и за счет продуманного размещения муниципального заказа. При этом из общей суммы сэкономленных средств за 1 полугодие 2009 года в размере – 4 099 718,14 руб. проведение аукциона сберегло районной казне - 3 274 948,08 руб., а запрос котировок -– 824 770,06 руб.
- Какие шаги предпринимаются для пополнения бюджета района в течение этого года?
Елена Федорова:
Здесь мы двигаемся по нескольким направлениям.
Во – первых, в условиях резкого снижения налоговых поступлений работаем с администраторами доходов бюджета района по увеличению неналоговых поступлений, доходов от предпринимательской деятельности.
В результате неналоговые доходы поступили на 15 % больше аналогичного периода прошлого года. Доходы от предпринимательской деятельности поступили с приростом в 9% от уровня прошлого года.
Во – вторых, продолжается работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность перед бюджетом. Должники приглашаются на заседания межведомственной комиссии по повышению доходной части бюджета. На МВК был расширен перечень рассматриваемых вопросов, таких как снижение поступлений налога на доходы физических лиц. Так, за 1 полугодие 2009 года поступления основного бюджетообразующего налога - налога на доходы физических лиц составили 74,3 % от уровня поступлений 1 полугодия 2008 года или меньше на 28 067 тыс.руб.
В результате работы комиссии недоимка по налогам во все уровни бюджета снижена на 10,6 млн. рублей, в том числе в районный бюджет -390 тыс.рублей . В течение 2 квартала ИФНС направляет ежемесячно списки предприятий, допустивших снижение перечислений НДФЛ более 10%. Представители этих предприятий приглашаются на заседания комиссии, а также заседания антикризисной группы для объяснения причин. О результатах пока говорить рано, но то, что 4 предприятия погасили задолженность по НДФЛ в бюджет, уже говорит о необходимости и дальше продолжать работу.
Начали рассматривать вопросы задолженности по имущественным налогам, поступающим в бюджеты поселений.
Работа комиссии будет продолжена и далее по 2-направлениям: по снижению недоимки (как и ранее); по увеличению текущих поступлений. С этой целью утвержден перечень мероприятий, направленных на увеличение поступлений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В – третьих, для решения многих финансовых вопросов осуществляется активное взаимодействие с правительством Иркутской области.
Так, при недостатке финансовых средств была привлечена дополнительная
помощь из областного бюджета (в форме субсидий) для покрытия кассового разрыва при выплате отпускных работникам бюджетных учреждений в сумме 6 млн.рублей ( ведь отпуска, скажем, воспитателей и педагогов дополнительного образования приходятся на лето), увеличены бюджетные ассигнования на 2009 год в виде субсидии для софинансирования расходных обязательств по выплате заработной платы с начислениями на нее работникам бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной политики, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области на 13 352 тыс. рублей.
Нестабильная экономическая ситуация заставляет работать и по реструктуризации задолженностей, и по поиску других компромиссных решений. Так, подписано соглашение о реструктуризации долга по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета (2008 год), путем списания 2/3 долга и поэтапного погашения оставшейся части в течение 3-х лет.
-произведено погашение долга ( первоначальная сумма задолженности 15млн.руб) в соответствии с мировым соглашением между ОАО «СУАЛ» и администрацией Шелеховского муниципального района за 6 месяцев 2009 в сумме 2,5 млн.рублей, оставшаяся сумма задолженности – 10 млн.рублей.
- Последнее время особый акцент делается на ужесточение контроля в сфере финансов. Какая работа проводится финансовым управлением в этом отношении?
Елена Федорова:
В текущем году особое внимание уделено порядку отражения финансово-хозяйственных операций в соответствии с требованиями предъявляемыми законодательством к бухгалтерскому учету.
В 1 полугодии 2009 года Контрольно-ревизионным отделом финансового управления проведено в плановом порядке 17 проверок, в том числе:
8 - в учреждениях образования и культуры;
5 - главных распорядителей бюджетных средств Отдела культуры, Управления образования, Управления по распоряжению муниципальным имуществом, МУ «ШЦРБ», МУЗ «Детская молочная кухня» по соблюдению бюджетного законодательства при исполнении бюджета Шелеховского района за 2008 год ;
2 - бюджетов Баклашинского и Шаманского поселений, получивших финансовую помощь из районного бюджета в 2008 году в части целевого и эффективного использования средств;
1- по оплате труда в МУ «ШЦРБ»;
1- финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЦРА №167» за 2008 год.
По отношению к аналогичному периоду 2008 года количество проверок возросло в 3 раза.
По результатам проверок проведены совещания с руководителями муниципальных учреждений, главами Баклашинского и Шаманского поселений, в ходе которых обращено особое внимание:
- на качество оформления первичной документации, договоров связанных с приобретением товаров (работ, услуг).
- на соответствующее ведение бухгалтерскими службами учета санкционирования расходов бюджетного учреждения для недопущения нецелевых расходов, несанкционированной кредиторской задолженности и в целях своевременного планирования, корректировки бюджетной сметы;
Руководителями учреждений разработаны и утверждены планы мероприятий с указанием конкретных исполнителей и сроков по устранению выявленных нарушений.
Постановлением Мэра Шелеховского муниципального района от 03 февраля 2009 года № 91-п утвержден Порядок осуществления финансового контроля, органами (должностными лицами) Администрации Шелеховского муниципального района.
- Что бы Вы определили в качестве главной цели работы финансового управления в условиях кризиса?
Елена Федорова:
Конечно, будут продолжены антикризисные мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности бюджета Шелеховского района, обеспечение режима экономии и рационального использования бюджетных средств, оптимизацию расходных обязательств.
Мероприятия будут направлены на получение дополнительных доходов, покрытие дефицита бюджета, своевременное внесение изменений в решение о бюджете на 2009 года. Отдел доходов финансового управления ежедневно, еженедельно, проводит мониторинг поступлений, как районного бюджета, так и поселений, проводит оценку поступлений до конца года, своевременно предоставляет прогноз для внесения изменений в доходную часть бюджета.
Хочется отметить, что наблюдается замедление темпа падения поступлений налогов в бюджет. Уже сегодня полным ходом ведется работа над формированием бюджета будущего года.
Для повышения эффективности бюджетных расходов продолжена работа по переходу от сметного планирования к бюджетному, ориентированному на результат. Создана комиссия по повышению результативности бюджетных расходов (Распоряжение Мэра Шелеховского муниципального района от 10.06.2009 №69-р), утвержден план ее работы. Основным направлением ее деятельности до конца 2009 года явится рассмотрение докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Показатели, достигнутые по итогам 2008-2009 годов, будут учтены при определении бюджетных ассигнований получателям бюджетных средств района на 2010 год. Несмотря на значительное сокращение доходов, усилия будут направлены на обеспечение сохранения качества предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями района.

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска