3 июля 2015 г.
Для чего нужна самостоятельность
Вопрос объединения территорий Шелеховского района в единое муниципальное образование периодически поднимается жителями города, а после создания единого городского округа в Ангарске весной этого года тема стала обсуждаться с новой силой.
Письмо с предложениями рассмотреть этот вопрос на заседаниях Дум города и района еще в марте было направлено председателям Дум и руководителям администраций города Шелехова и Шелеховского района группой ветеранов, первостроителей и почетных граждан.
Тогда же состоялось собрание с участием администраций, депутатов и авторов письма. Было решено изучить уже имеющийся опыт и позже вернуться к его рассмотрению в более широком формате.
На последнем заседании Думы Шелеховского района, куда были приглашены авторы письма, представители правоохранительных и правозащитных органов, поселенческих Дум, главы поселений, возможность реорганизации обсуждалась более подробно.
- Группа специалистов администрации района изучила имеющийся в стране опыт территорий, которые уже прошли преобразование. Мы очень внимательно рассмотрели этот вопрос с точки зрения действующего законодательства и экономики, – рассказала заместитель мэра по правовой и административной работе Татьяна Спасенникова. – В результате пришли к выводу, что для нас приемлемы две модели преобразования.
Во- первых, создание городского округа с одновременным упразднением муниципального района. Это модель, по которой пошел Ангарск. При этом в Ангарский городской округ по закону Иркутской области объединились сам город Ангарск, Мегетское, Одинское и Савватеевское муниципальные образования.
Для реализации этой модели необходимо провести работу по четырем этапам:
- публичные слушания во всех поселениях по данному вопросу,
– положительное решение всех Дум поселений о преобразовании муниципального района в городской округ,
- внесение Думой района проекта закона Иркутской области «О преобразовании муниципальных образований» в Законодательное Собрание Иркутской области,
- рассмотрение данного проекта Законодательным Собранием не менее, чем в двух чтениях.
Только при соблюдении всех этих условий преобразование в городской округ будет иметь юридическую силу.
Вторая модель объединения – создание объединенной администрации. Это относится только к муниципальным образованиям, которые являются административными центрами. То есть речь идет о слиянии администраций района и города. Сельские поселения в этом процессе не участвуют. По такой схеме пошли муниципальные образования центральной части России- Ленинградская область, Пермский край. Их опыт мы так же внимательно изучили.
Для реализации данного варианта необходимо согласие депутатов об0их представительных органов на проведение процедуры. После чего – внесение соответствующих изменений в Устав и заключение соглашения, чтобы решение получило юридическую силу. Но главное – положительное решение депутатов двух Дум.
Этот способ потребует дополнительное время, так как в соответствии с требованиями закона, глава поселения в соответствии со статьей 36 частью второй исполняет функции до окончания срока своих полномочий, также и Дума. А у главы города и у представительного органа города срок полномочий истекает в 2017 году.
Почетный гражданин города Владислав Поздняк поинтересовался, как в этих двух вариантах учтено волеизъявление граждан, проживающих на территории?
- Неоспоримое право проводить реформы, вводить изменения принадлежит населению, – сказал он. – А мы знаем, что граждане либо сами могут высказать свою точку зрения, либо поручить это органам местного самоуправления, своим представителям, избранным депутатам.
- Необходимость учитывать мнение граждан закреплена в обязательной процедуре публичных слушаний, которые предусмотрены при объединении по первому варианту, – считает Татьяна Спасенникова.
А вот представитель Думы Олхинского поселения Андрей Фирсов рассказал, что уже на предварительном этапе депутаты приглашали представителей общественного совета на заседание.
- У нас общественный совет и Дума обсудили: что даст объединение жителям нашего поселения и нужно ли оно нам? – рассказалл Андрей Фирсов. – Сейчас на своей территории мы можем работать самостоятельно, решать самые наболевшие вопросы. Мы ближе к нашим жителям, чем, скажем, депутаты и общественные объединения Думы района. Поэтому мы решили, что для нас эффективнее оставить все как есть.
- Я живу в Большом Луге. Общаюсь с населением на своем избирательном участке, – вступила в разговор депутат Думы района Светлана Соковикова. – Глава поселения сделал для Большого Луга больше, чем было сделано в предыдущие годы. В случае объединения все средства будут централизованы и, в первую очередь, будут расходоваться на зарплаты бюджетникам, развитие коммунального хозяйства города, а в поселения поступать по остаточному принципу. Собственно, 131 федеральный закон как раз и задумывался, чтобы убрать этот перекос. Я считаю, что если главы будут решать вопросы развития поселений в непосредственном контакте с жителями, то толку будет больше.
Депутат Думы района Елена Ефанова предложила высказаться всем главам сельских поселений, которые в большинстве случаев выполняют и функции председателей местных Дум. Как видят эту ситуацию поселения? Ведь при объединении по первому варианту их мнение будет решающим.
Владислав Кошкин в местном самоуправлении работает уже 18 лет. И считает, что самым демократичным законом о местном самоуправлении был федеральный закон «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 года, когда Ельцин дал большую самостоятельность на места. После – федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 1995 года, подкрепленный областным законом об МСУ. Не имея никакого предварительного опыта, все районы реализовали этот закон по-разному. Если взять для примера Шелеховский и Иркутский районы, то и здесь было много отличий.
- Нам говорили: вам мэр города Поздняк дал реальную власть, – рассказывает Владислав Кошкин. – Заключалась она в том, что каждое поселение района имело свою смету расходов и свой банковский счет. То есть мы тогда уже учились работать самостоятельно. Были и более демократичные районы, например, Слюдянский. У них в эту смету расходов закладывалась социальная помощь населению, они сами эти вопросы решали. И все реально понимали, что та модель, которая была в то время в Шелеховском районе, на голову выше других моделей по области.
Прошло время. появился 131-й закон, который предусматривает создание двухуровневой власти. Когда мы начали по нему работать, мы сначала растерялись, – вспоминает Владислав Валентинович. – Но опыт показывает, что когда на места приходят нормальные управленцы, территории начинают развиваться, проявляя свою самостоятельность. Что лучше? Возврат к прошлому, когда один человек думает за всех и управляет районом, или когда люди сами имеют право реализовывать свои инициативы?
- Основная задача 131-го закона, – подчеркнул Кошкин, – это побудить население самим управлять на своей территории. До него поселения финансировались по остаточному принципу. Сегодня много перекосов и в этом законе. Но при объединении в единое образование первоочередной задачей мэра будет обеспечение детсадов, школ. Остальное – в поселения. Мы сегодня тесно сотрудничаем с общественными советами, люди проявляют инициативу, понимая, что сами многое могут решить. Если глава плохой – изберут себе другого.
Владислав Поздняк считает, что в неспешности решения вопроса об объединении, в действительности, кроется нежелание депутатов и работников администраций потерять рабочие места.
- Запущены две «пугалки», – говорит он. – «Ах, как села воспримут эту идею?» и «Куда мы денем высвободившихся чиновников?» В свое время стольный град Шелехов очень помог селам, они расцвели. Сегодня, я чувствую, селам стало до лампочки, что в городе делается. Чем меньше власти, тем нашим селам лучше. А население тоже склонно сегодня ничего не менять, и реформ никаких ему не надо.
Шелехов был городом областного подчинения. Раньше у города все было. У наших сел теперь тоже все есть: дома культуры, турбазы. А что есть в Шелехове? Кинотеатра нет, даже памятник Шелехову не принадлежит городу Шелехову, оздоровительный центр тоже. Отдавать городу ничего не нужно, не об этом речь. Необходимо вернуть ему прежний статус, ничего не отбирая у сел. Вот о чем мы, почетные граждане, решили высказать свое мнение.
Татьяна Спасенникова: Мы действуем в рамках законодательства. Чтобы принять решение, необходимо его юридически и экономически обосновать. Мы проанализировали состав администрации с 1995 года, тогда работали 254 чиновника. В том числе в Баклашинском, Олхинском, Большелугском муниципальных образованиях. В 2003-2004 годах – 333 специалиста! Сегодня во всех администрациях поселений и района, с учетом депутатов Дум всех поселений, работают 266 чиновников – меньше, чем это было во времена единого муниципального образования. Только кажется, что объединяя администрации, солидно сократишь штат. Но ведь все полномочия останутся, только будут сосредоточены в одной структуре, значит, и сохранятся специалисты, которые должны данные полномочия осуществлять.
Мы посмотрели практику Выборга (Санкт-Петербург), они третий год работают в условиях объединения, экономически они пришли к тем же цифрам, что и при двух администрациях. Поэтому, прежде чем принимать то ли иное решение, его необходимо разносторонне рассмотреть, и не бояться изучать опыт других территорий.
Елена Ефанова поинтересовалась мнением глав других поселений:
- Мы понимаем, что Думы поселений, администрации предварительно проработали этот вопрос с жителями, нашими избирателями и сегодня в своей позиции опираются на их мнение, – отметила она.
Сергей Колесников, глава Большелугского поселения, рассказал, что общественный совет поселка был приглашен на заседание Думы, где обсуждался вопрос объединения.
- У нас бывает много споров по разным вопросам, – сказал он. – Но по вопросу объединения все мы пришли к единому мнению. Мы знаем, что на нашей территории нужно сделать сегодня, что мы будем делать завтра. Мы сами планируем и сами отвечаем за проделанную работу. Администрация в условиях экономии бюджета разработала два проекта по строительству ФОКа и клуба, строится детский сад. И здесь я вижу реальную помощь района. Это касается обращений и в правительство Иркутской области, и к губернатору. По тем вопросам, решить которые мне не хватает полномочий, я обращаюсь в район, и мне помогают.
Глава Баклашинского сельского поселения Валерий Екимов, пожалуй, старейший среди глав:
- Я уже человек пенсионного возраста. Прошел все должности от инженера до главы поселения. В прежнее время, о котором говорит Владислав Викторович Поздняк, район был готов за алюминий купить все. И по тем временам огромная помощь оказывалась поселениям, потому что были средства. Сейчас этого нет.
Мы обсуждали этот вопрос с депутатами и общественным советом. Сейчас жизнь в селах намного лучше. Местная власть, депутаты, общественность, предприниматели стали решать вопросы сообща.
Валерий Десятов – глава города Шелехова, районного центра, самого многочисленного поселения района. А потому его позиция интересовала всех собравшихся.
- Согласно 131-му закону, работа МСУ оценивается по нескольким показателям: нормативная база, экономика и качество предоставляемых населению услуг, – отметил Валерий Алексеевич. – Давайте спросим у населения, что не предоставлено? Да, у нас есть трудности и с медициной, и с образованием, и в системе ЖКХ. Мы их совместными усилиями решаем. И ничего зазорного в том, что я при этом иду к мэру, и мы вместе решаем какие-то вопросы, а потом едем к губернатору и обсуждаем вопросы у него. И после получения письма от почетных и именитых жителей района первым делом собрали его авторов. Обещали, что проработаем поставленные в обращении вопросы. Ничего зазорного, что мы смотрим на опыт других территорий нашей страны, положительный опыт нужно перенимать. Статусность у города, считаю, не потеряна. Да, у нас прошла приватизация, и крупные предприятия отошли в другие руки. Некоторый бизнес переносит налогооблагаемую базу в другие территории. Но это частное дело и коренным образом решить эти вопросы муниципалитеты не могут. Мы делаем все возможное, чтобы наш город, наши села жили в достойных условиях.
Закончился переходный период по реализации 131-го закона. Сегодня депутаты, органы местного самоуправления уже знают, что делать. Давайте решим, нам нужна демократия или чья-то железная рука? Если демократия, тогда будем следовать 131-му закону, который дает возможность гражданам управлять на своих территориях. Сейчас много идет процессов как по укрупнению, так и по разукрупнению территорий. Нужно смотреть местные условия. И мы готовы это делать с учетом имеющегося опыта, обсуждая ситуацию с жителями территорий. Иначе потом нам придется героически преодолевать те трудности, которые сами и насоздаем.
- Я думаю, нужно прислушаться к мнению сел, – вступила в разговор депутат Думы района Ольга Скороходова. – Да, согласно законодательству, есть два пути объединения. Но мы можем проявить инициативу и, может быть, родится третий вариант.
Мэр района Максим Модин считает, что любой вопрос, особенно стратегического развития территории, если возникает, то требует обязательной проработки и изучения.
- Никто из нас, из граждан не будет против преобразований, которые несут положительные перемены. Мы предоставили подробную информацию, чтобы было понятно, по какому пути можно двигаться. И насколько это движение будет комфортным. В работе Думы не случайно участвуют главы, представители поселений. Как раз для того, чтобы услышать мнение общественности, мнение населения. Чтобы разобраться, какое решение поставленного вопроса наиболее оптимально и эффективно. Я согласен, что стоит может быть, проявить и законотворческую инициативу.
После заседания мы обратились к председателю Думы района Андрею Солдатенко за комментарием.
- Сегодня, может быть, впервые за время работы Думы этого созыва было столь представительное заседание. В нем участвовала общественность, главы, представители дум поселений, двое почетных граждан. Заседание показало, что при решении важных вопросов, которые касаются интересов каждого жителя района, и общественность, и органы местного самоуправления проявляют большую ответственность, заинтересованность и неравнодушие. Депутаты предложили проработать законодательную инициативу. Очень, мне кажется, символично и важно, что это предложение исходит от членов представительного органа, который представляет интересы всех жителей района и занимается нормотворческой деятельностью. Так что будем работать дальше.
Соб. Инф.
В рубрике: Новости