5 июля 2017 г.

ВОЗМОЖНОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАВНЫМИ

Французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо писал: «Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку?» Эти слова особенно актуальны при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сегодня одной из важнейших задач государственной политики в образовании стала забота о правах детей-инвалидов. О том, что делается в этом направлении в Шелеховском районе, наш корреспондент узнал у начальника управления образования, молодёжной политики и спорта Ирины ШИШКО.

- Ирина Юрьевна, как вы считаете, насколько актуальна эта проблема?
- В Шелеховском районе в 2016-2017 учебном году было 427 детей с ограниченными возможностями здоровья, это 5,14 процента от общего числа школьников. У 25 ребят нарушения опорно-двигательного аппарата, есть слабовидящие, слабослышащие, страдающие аутизмом и так далее. 159 ребят с ОВЗ учились в школах. Из них 78 обучались на дому, 14 были на дистанционном обучении.
С этого учебного года на территории района действует сетевой проект «Создание доступной среды для развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями». Программа предусматривает совместное обучение детей-инвалидов и ребят, не имеющих нарушений в развитии. Инклюзивное образование помогает раскрыть возможности каждого ученика, учитывая его особенные потребности.
- Не каждый из наших читателей понимает, что означает «инклюзивное образование».
- Еще недавно дети-инвалиды учились отдельно. Но образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного. Таких ребят нельзя дискриминировать. Школьники с особыми потребностями могут учиться вместе со здоровыми детьми. Это поможет им легче адаптироваться в жизни, найти новых друзей. А их одноклассники станут более толерантными, внимательными и заботливыми.
- Насколько активно инклюзивное образование внедряется в нашем районе?
- В той или иной степени оно есть во всех школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования района. При ИМОЦ создан отдел сопровождения инклюзивного образования, руководит которым Надежда Кабанец. Здесь работают логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог, врач-психиатр. Специалисты отдела проводят консультации детей с ОВЗ, их родителей по различным вопросам воспитания, обучения и развития. Также при отделе действует территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Для педагогов, работающих с особенными детьми, проводятся семинары и мастер-классы, им оказывается методическая помощь.
В детских садах №1 «Буратино» и №19 «Малышок» работают консультационные пункты, здесь родители могут получить помощь логопеда и психолога, врача. Детский сад №7 «Брусничка» часто устраивает праздники для детей-инвалидов, не посещающих детские учреждения.
- В Шелехове хорошо знают объединение «Содружество» центра творчества, где воспитывают мастеров, виртуозно владеющих техникой квиллиг. А ведь многие из этих ребят медиками признаны необучаемыми. На очередном заседании комиссии по созданию доступной среды поднимался вопрос о клубе «Ирбис», в котором занимаются члены «Содружества». В клубе необходимо установить пандус, сделать ремонт.
- Сейчас мы готовим документы, чтобы в ближайшие годы центр творчества вошёл в федеральную программу «Доступная среда». На деньги федерального бюджета будет приобретено необходимое оборудование, мебель. На средства района – расширены дверные проёмы, отремонтированы туалетные комнаты, установлены пандусы. В основном здании, что по улице Мира, будут оборудованы специальные помещения для детей-инвалидов, для колясочников сделан отдельный вход. Эти ремонтные работы обойдутся бюджету в два миллиона рублей.
После реконструкции творческие объединения, в которых занимаются с детьми-инвалидами, будут переведены в основное здание центра творчества.
- Есть ли в районе учреждения, приспособленные для работы с детьми-инвалидами?
- Переоборудована школа №5, здесь уже два года работают с детьми-инвалидами.
Начальная школа-детский сад №4 «Журавлик» вошла в программу «Доступная среда» на 2018 год. Здесь есть бассейн, занятия в котором благотворно влияют на здоровье детей с особенностями развития. Также за счёт местного бюджета будут проведены ремонтные работы, а оборудование приобретено за счёт федеральных средств.
- Расскажите нашим читателям, какие условия созданы для детей-инвалидов в школе №5?
- С мая 2015 года здесь реализуется долгосрочная целевая программа по созданию безбарьерной среды для детей с ОВЗ.
В школе расширены дверные проёмы, она оснащена специализированным оборудованием для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: колясками, подъёмниками, передвижными пандусами, индивидуальной учебной мебелью. Имеются специальные компьютеры для слабовидящих, клавиатуры для детей с нарушениями координации движений.
В кабинете психолога имеется всё необходимое для психомоторной коррекции. Оборудована сенсорная комната, где ребёнок может испытать яркие ощущения, зарядиться энергией для активной деятельности. Кабинеты психологов и логопеда оснащены ионизаторами «Горный воздух». Приобретены педальные тренажёры для развития координации, дидактические игры и многое другое. Для детей, имеющих речевые проблемы, есть универсальный электростимулятор, который способствует физическому и умственному расслаблению, снятию мышечного напряжения.
В апреле 2016 года за счёт средств областного бюджета в школе введена ставка инструктора по физической культуре для занятий с такими детьми. В специальном спортивном зале есть сухой бассейн, шведская стенка, различные виды тренажёров.
- Работа с особенными детьми потребовала новых знаний. Педагоги школы прошли переподготовку?
- Многие из педагогов прошли подготовку на базе Иркутского института развития образования. В декабре 2015 года администрация школы №5 заключила четырехстороннее соглашение с областным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями. Центр помогает проводить медицинскую и социально-педагогическую реабилитацию детей, консультирует педагогов.
Учителя школы посещают различные семинары и мастер-классы, активно участвуют в интернет-сообществах по работе с детьми-инвалидами.
- Школа №5 внедряет пилотный для района проект. Думаю, приходится сталкиваться с немалыми трудностями?
- Есть сложности с формированием классов. Не все родители детей знают, что в школе №5 созданы условия для особенных детей.
Пожалуй, главная проблема – транспорт. Тем, кто проживает в микрорайонах, индивидуальном посёлке неудобно возить детей на занятия в эту школу. К тому же, не у всех родителей есть личные автомобили и достаточно свободного времени.
В Ангарске эту проблему решили благодаря школьному автобусу, оборудованному подъёмником, который по утрам объезжает город и забирает учеников, а после занятий развозит их по домам. В Шелехове такого транспорта пока нет.
Беседовала Ольга СОЛОВЕЦКАЯ
Фото автора

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска