5 сентября 2017 г.
СТАНУТ ЛИ ШКОЛЫ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ?
На прошлой неделе в рамках августовской конференции работники образования Шелеховского района обсудили вопросы, связанные с созданием в школах и детских садах безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЕТ КАЖДЫЙ
Расширенное заседание коллегии управления образования, молодёжной политики и спорта районной администрации состоялось в школе № 5, где с 2015 года ведётся работа по формированию доступной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Началось мероприятие с экскурсии по учреждению. Директор школы Сергей Доброхотов показал коллегам помещение после ремонта, спортивный зал, оснащённый для занятий с детьми, имеющими особые потребности, кабинет логопеда, сенсорную комнату, новое специализированное оборудование – вертикализатор, лестничный подъёмник, коляски и ходунки.
После знакомства с материально-технической базой школы участники встречи обсудили процесс создания инклюзивной среды в образовательных организациях Шелеховского района. Ключевым нормативным документом в этом вопросе является Федеральный закон от 29.12.2009 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды имеют право на получение образования в течение всей жизни. Таким образом, законодательство обязывает органы власти всех уровней обеспечить для этого необходимые условия. Готовы ли школы и детские сады принять особенных детей?
В 2016 году в районном информационно-методическом образовательном центре был создан отдел сопровождения инклюзивного образования, в его штат входят логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог и врач-психиатр. Кроме того, во всех школах назначены координаторы, с которыми взаимодействуют данные специалисты.
– Одна из наших основных задач, – отметила начальник отдела Надежда Кабанец, – подготовка педагогов к воспитанию и обучению детей, имеющих различные нарушения в развитии.
На сегодняшний день в районе проживают 15342 ребёнка, из них 148 инвалидов, 450 детей на конец прошлого учебного года были охвачены разными формами коррекционного обучения. Отделом проводится большая работа по организации курсов повышения квалификации и семинаров для педагогов, проведению консультаций, в том числе для родителей.
ИСКЛЮЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРИНЯТЬ
Надежда Кабанец также рассказала о деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. В 2016–2017 учебном году было проведено 17 заседаний ПМПК, на которых обследовано 265 школьников и дошкольников. Напомнив о том, что федеральный закон даёт равные права на получение образования всем гражданам, Надежда Васильевна констатировала: в последнее время возникают ситуации, когда руководители образовательных организаций в нарушение законодательства стараются исключить детей с ОВЗ и детей-инвалидов из числа обучающихся или воспитанников, чтобы избежать необходимости создавать для них специальные условия. Ведь работа по формированию инклюзивной среды требует огромных усилий и связана со многими трудностями. Тем не менее в некоторых образовательных учреждениях района этот процесс идёт, и небезуспешно. Так, своим опытом на заседании коллегии поделились заведующий детским садом № 1 «Буратино» Людмила Судакова и заведующий детским садом № 6 «Аленький цветочек» Наталья Бутакова.
Директор школы № 6 Елена Дворянская рассказала, что в прошедшем учебном году учреждение посещали 63 ребёнка с ОВЗ. Для учащихся были открыты три специализированных разновозрастных класса. Ребята на 100 % обеспечены соответствующими учебниками, занятия проходят пять дней в неделю. Положительные результаты обучения в таких условиях отмечают и педагоги, и родители: к каждому ребёнку здесь индивидуальный подход, у детей повышается мотивация к учёбе.
Специализированный класс для ребят с интеллектуальными нарушениями в развитии появился и в школе № 7 села Олха.
– В группе занимались 6 человек с 5-го по 8-й класс, – говорит директор Сергей Куренкин, – сейчас поступило ещё три заявления на обучение, в том числе ребёнка с диагнозом ДЦП.
Однако в работе таких классов есть сложность: из-за разного возраста детей не совпадает программный материал по предметам. Елена Дворянская предложила создать в каждой школе группу одной параллели: в какой-то школе будут обучаться ребята 5-го класса, в другой – 6-го класса и т. д. По словам заместителя начальника управления образования, молодёжной политики и спорта Светланы Рязанцевой, эта идея уже обсуждалась, но пока она не находит поддержку у родителей, которые не готовы регулярно возить детей с ОВЗ на занятия, если подходящая школа окажется далеко от дома.
БАРЬЕРЫ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ
Одна из острых проблем при формировании безбарьерной среды, как отметили руководители школ, отсутствие необходимых специалистов. В школе № 6, например, есть потребность в ставках завуча по инклюзивному образованию и тьюторов – наставников, которые занимаются разработкой и сопровождением индивидуальных образовательных программ для учащихся с ОВЗ. А на пять таких детей, к слову, по стандартам должно быть не менее одного наставника.
– Плюс помощники для него, – добавляет Сергей Доброхотов, директор школы № 5. – Если тьютор непосредственно организует учебный процесс, то его ассистенты (они не относятся к педагогическому персоналу. – Прим. авт.) помогают ребёнку с самообслуживанием, то есть оказывают техническую помощь, следят за охраной его здоровья. Необходимо акцентировать внимание на проблеме штатного расписания в образовательных организациях, поскольку невозможно обеспечить качественное доступное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, опираясь только на интеллектуальный потенциал педагогов. Создание безбарьерной среды предполагает увеличение численности узких специалистов и наличие существенных материальных ресурсов.
А это ещё одна острая тема. В олхинской школе, к примеру, кабинет, где функционирует специализированный класс, не оснащён современным оборудованием для проведения уроков с детьми-инвалидами. Материально-техническая база всех учреждений требует серьёзных вложений. Частично решить проблему может участие образовательных организаций в программах разного уровня, о чём рассказала начальник управления по вопросам социальной сферы администрации Шелеховского района Марина Гапанцова.
– В Иркутской области действует государственная программа «Социальная поддержка населения» на 2014–2020 годы, включающая подпрограмму «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения». Наша территория в неё вошла. Кроме того, работает муниципальная программа «Дополнительные меры поддержки отдельных категорий граждан Шелеховского района» на 2015–2017 годы.
Благодаря участию в программах на мероприятия по созданию инклюзивной среды в школе № 5 из местного бюджета выделено софинансирование в размере 1 млн 320,5 тыс. руб.
– Это позволило нам провести благоустройство школьной территории, – рассказывает Сергей Доброхотов, – отремонтировать полы в одной из рекреаций здания, малый спортивный зал и кабинет психолога, расширить дверные проёмы, смонтировать пандусы, полностью переоборудовать санузлы.
На средства регионального бюджета – 3 млн руб. – в учреждение приобретено спортивное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, информационное и адаптивное оборудование, оснащение для кабинетов психолога и логопеда, мебель, оргтехника, дидактический материал, развивающие игры, учебная литература, программное обеспечение. И хотя работа проделана большая, в школе, по словам Сергея Доброхотова, доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов создана частично.
На сегодняшний день администрацией района подготовлен проект муниципальной программы на 2018–2020 годы, которая даст возможность вновь войти в госпрограмму Иркутской области и получить финансовую поддержку на формирование безбарьерной среды в наших школах и детских садах. При этом Марина Гапанцова пояснила, что включить все районные образовательные организации в программу, рассчитанную на три года, невозможно, поэтому педагогическому сообществу предстоит определить приоритеты в данном вопросе.
В рубрике: Новости