Общество переживает непростые времена, когда ребёнок оказывается незащищенным от разного рода негативного влияния. Например, мы часто оставляем его наедине с информацией, поступающей из социальных сетей и СМИ.
Детская психика обладает особой, многократно усиленной восприимчивостью. При этом ребёнку свойственна некритичность и слабость осмысления, внушаемость, эгоцентричность восприятия, видение мира только со своей точки зрения, без учёта других мнений. Он подвержен эмоциональному «заражению» и тогда становится уязвим, может подражать чужому поведению, в том числе и агрессивному. Дети в силу возраста не могут качественно фильтровать информацию, у них ещё нет устоявшихся взглядов, жизненная позиции только формируется. Огромный поток информации может приводить к возникновению страхов, повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости. Это касается и взрослых. Поэтому очень важно найти опору, которая позволит двигаться дальше.
Что это может быть? Хорошо помогают физические действия (ходьба, уборка, любая нагрузка для тела, которая даёт передышку голове) или коммуникация – просто побыть вместе с близким человеком, обнять его, помолчать, выслушать или выговориться самому, поддержать.
Творчество и вера тоже источник опоры. Вспомните всё, что доставляет вам удовольствие: музыка, книги, дыхательные практики, танцы, спорт, любимые «вкусняшки», любые обыденные вещи, дающие ощущение возврата к прежнему порядку дел. «Обманывая» таким образом мозг, мы получаем передышку, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Полезно не забывать и о чувстве юмора, даже в тяжёлой ситуации.
Понимая, что в данный момент времени мы не в состоянии напрямую повлиять на происходящее, мы способны найти жизненные ресурсы внутри себя, используя следующие стратегии: делаем и потом отдыхаем; активно и позитивно преобразуем что-либо; помним: как будет, так и будет; даём себе время на адаптацию.
Для стабилизации эмоционального состояния желательно:
– сократить чтение новостей по теме, которая вас беспокоит (ограничить до 10–20 минут);
– не смотреть новости перед сном и рано утром;
– каждый день наблюдать из окна за тем, что происходит на улице, фиксируя внимание на деталях (например, за кошкой, тающим снегом) – так мы «заземляемся», уходим от тревоги;
– слушать музыку (закрыв глаза, представляя образы);
– вспоминать любые смешные истории из жизни (можно даже записать или рассказать их кому-нибудь);
– освоить новое занятие, дело;
– сделать то, что было сложно сделать раньше;
– поменять что-то в обстановке дома, на работе;
– отвлечься на посевные работы и т. п.
Если что-то не удаётся, не бойтесь признать своё бессилие, как и любые другие чувства, которые вы переживаете. Но лучше придерживаться модели поведения активного, решительного человека, уверенного, что обязательно будет «счастливый конец».
Так вы сможете поддержать себя и помочь ребёнку адекватно воспринимать события, дать ему ощущение безопасности. В сложных случаях обязательно обращайтесь к специалисту.
Маргарита ПЛИСКАНОВСКАЯ,
психолог лицея