21 сентября 2022 г.
Памятный верстовой столб появится в Подкаменском поселении
23 сентября в рамка проекта «Сибирский туристический тракт» состоится открытие памятного верстового столба в Подкаменском сельском поселении (кафе «Каретный двор»), на историческом месте, где в 18-19 веках располагалась почтовая станция Большеглубоковская Кругоморского тракта. Начало в 14 часов.
Населённые пункты Шелеховского района имеют многовековую историю, одна из страниц которых связана с транспортным сообщением.
Все дороги в России по степени важности были поделены на пять разрядов. Дороги вокруг Байкала относились к первому разряду – к дорогам главных сообщений или к государственным.
Активизация торговых и дипломатических отношений с Китаем в конце восемнадцатого века способствовали созданию новых дорог. Кугобайкальский (Кругоморский) тракт стал одной из них, связав город Иркутск с Забайкальем. В 1781 г. Иркутский губернатор Франц Николаевич Кличка представил Сенату проект сооружения дороги «кругом Байкала» через Тункинские горы. В 1805 году дорога была достроена. Путь от Иркутска до Кяхты составил 394 версты (1 верста = 1067 м) и стал золотой жилой для сибирских купцов, ведущих торг шёлком, чаем и мехом морских животных. В Кяхте известный купец Г.И. Шелехов имел торговые дома.
К изыскательским работам по Кругоморскому тракту по поручению Сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского был привлечён инженер-капитан по Корпусу инженеров путей сообщения, будущий декабрист Гавриил Степанович Батеньков.
Для содержания дороги в нормальном состоянии был установлен сбор с подорожных, а также взимали плату с курьеров за прогоны деньгами и серебром. В 1863 году по высочайшему положению Сибирского комитета, была разрешена постройка 11 станционных домов, в число которых вошли почтовые станции Введенская, Мотская, Большая Глубоковская. В формулярном списке о службе станционных смотрителей за 1836 год есть запись: «По Заморскому тракту станции Большеглубоковской служит Федул Григорьев сын Житуев. Лет ему 51. На станции с 1831 года. Он участвовал в Отечественной войне 1812, вступил при Поле Бородино в сражение, ранен в плечо пулею. Умеет читать и писать. Вдовый…»
Путешественник Алексей Мартос отмечал: «…От Иркутска до Култука считается 93 версты. Первая перемена почтовых лошадей в слободе Введенской, за 25 вёрст от города, от Введенского на 19 версте в Мотском поселении, далее через 20 вёрст в Кругосланском, и далее едут до Култука 29 вёрст…»
Летом 1883 года в результате наводнения на реке Иркуте был значительно разрушен участок тракта между Смоленщиной и Введенщиной. Разрушения полотна дороги на протяжении 15 вёрст оказались столь велики, что не было смысла их ремонтировать. Новая почтовая дорога прошла по существующей просёлочной, через Олхинское селение на Мотскую станцию, сокращая расстояние на 7 верст. От Иркутска до Олхинской станции было 18 вёрст, а от Олхинской до Мотской – 19 вёрст. Эта дорога устраивала почтовое ведомство. Ремонт и содержание дорог осуществляли жители притрактовых сел. Кроме ремонта они занимались извозом, вели активную хозяйственную деятельность. Здесь были установлены кузницы, мельницы и развивались народные промыслы.
Кругоморский тракт был самым удобным сообщением Иркутска с Кяхтой в XVIII-XIX веках.
Городской музей Г. И. Шелехова
В рубрике: Новости