13 июня 2007 г.

Недетский вопрос

Устройство детей в детский сад в нашем районе – настоящая проблема. Да и не только в нашем. Несколько лет назад вся страна попала в демографическую яму – резко сократилась рождаемость. Детские сады оказались недоукомплектованы и перепрофилировались. А уже через некоторое время начала стабилизироваться экономика, и произошел всплеск рождаемости. Образовались очереди в дошкольные детские учреждения. В этих условиях многие родители готовы платить за устройство своих чад в ДОУ, оказывать детсадам материальную помощь.
Имеют ли право заведующие детскими садами принимать благотворительность от родителей? Обязаны ли родители оказывать помощь детсадам? Проживут ли сегодня дошкольные учреждения на те бюджеты, которые у них реально имеются? Об этом наша публикация

Д\С № 15 Cветлана Михайловна Солоха:

Главное, что должен привносить детский сад в жизнь ребенка – это здоровье, радость общения, образование. И мы изо всех сил стараемся это делать.
У нас старшие ребятишки знают все, что необходимо для первого класса. Проводим дополнительные занятия по математике, по экологии, по английскому языку. Есть желающие ходить на платные кружки. Для нас это еще и зарабатывание денег, которые необходимы. Но больше двух кружков открыть не можем, не позволяет площадь. У нас настолько тесно, что не было раньше даже спальных комнат. Потом мы не поставили в группах перегородки, за ними теперь маленькие спальни с двухъярусными кроватками, в коридоре отгородили угол – это у нас мини-планетарий, еще в коридоре же расположили галерею. Используем каждый метр. Даже умудрились выделить помещение под еще одну, 11 группу.
Мы без помощи родителей не выживем. К 1 августа должна быть приемка готовности детских садов, нужно ремонт проводить, а нам еще деньги не выделили. Вот, пройдите по садику, посмотрите, воспитатели все красят сами. Мы обратились к родителям за помощью. Пожалуйста, помогите отремонтировать детсад. По 50 руб. на своих же детей. Пока еще не перечислили. Так же обращались, чтобы с благоустройством детских площадок помогли. Родители принесли краски, и мы все покрасили. А как без помощи? Вот считайте, за ребенка платят 670 руб. в мес. Это только на питание, если на 21 день разделить, получится по 31,9 руб. А мы кормим на 45 руб. в день. Так ведь стараемся, чтобы и фрукты были. Если дети их не съедают, отдаем родителям в руки.
На игрушки с 99 года средств не выделяют. А как же развивающие игры? Да и вообще, не может же ребенок просто на стуле сидеть, ему же играть нужно – так же к родителям обращаемся. Собираем по 20 руб. – 30 руб. И родительский комитет вместе с воспитателем приобретают игрушки.

Д\С №12, И.О. заведующей
Тамара Алексеевна Белокопытова:

Для нас главное – выполнять единый общеобразовательный стандарт, чтобы дети – наши выпускники были успешны в школе. А об этом говорит срез знаний, который там проводят. Так вот у нас всегда хорошие показатели и мы этим очень гордимся. Но понимаем, что для хороших знаний нужно хорошее здоровье, хорошие условия для детей. И вот здесь начинаются наши проблемы как руководителей дошкольных учреждений. Сегодня столько новых технологий, столько развивающих игр, столько возможностей для оптимального развития наших ребятишек! Очень хочется их применять. Но финансовые возможности ограничены. В наш садик ходит моя внучка. Так ее мама купила в группу DVD – плейер. Ребята смотрят специальные программы с учетом возраста и особенностей восприятия.
Сейчас есть и более комфортная, современная мебель, удобная для детей, которая двигается с учетом их возраста и роста, развивающие модульные игрушки, спортивные тренажеры. Конечно, частично это у нас есть, но далеко не в полном объеме. Мы стараемся задействовать все свои резервы. Это в первую очередь потенциал коллектива. А коллектив у нас – команда единомышленников. Причем все друг от друга зависят: работа логопеда – от выводов психолога, работа преподавателя физкультуры от работы психолога и логопеда и т.д. Все дружно работаем, стараемся внедрять новые проекты. Например, для детей в возрасте 2 лет – адаптационную группу. 3 раза в неделю малыши ходили с мамами, занимались, но в коммерческий проект эти занятия не переросли. Создавали изостудию для одаренных детей. Проект захлебнулся. Есть платные кружки, но они все же финансовую проблему не решают. В этом году мы очень не просто живем финансово. Не хватало денег даже на моющие средства, на профессиональную подписку. А педагог хорош, когда грамотен. Сбрасывались своим коллективом и родители помогали. Но это унизительно просить у родителей деньги на мыло. Я, знаете, была в Новосибирске, в детском саду. Так там плюс к 670 руб. в месяц, которые должны оплачивать родители, и которые проблем не решают, по договору между родителями и дошкольным учреждением, нужно заплатить еще 600 руб. – это уже на приобретение игрушек, канцелярии, книг и т.д. И никто больше ничего не несет и не просит.


У родителей разное отношение к этому вопросу. Кто-то просто не может себе позволить дополнительные траты из ограниченного семейного бюджета на нужды детсадов. Хотя, конечно, улучшить условия для своих детей хотели бы все. А кто – то, напротив, готов ради устройства в садик даже взять ссуду.

РОДИТЕЛИ:
Инна Ветрова:

Мы встали на очередь, когда моему малышу Грише не было месяца. На очереди мы 89-ые, пособие по уходу за ребенком я получаю последний месяц, завтра малышу исполнится полтора года. Получается замкнутый круг – на работу я выйти не могу – нет мест в детском саду. Платить няне за 45 рублей в час я тоже не в состоянии – на прежнем месте работы у меня не настолько высокая зарплата. В коммерческую группу нас тоже не оформляют по причине «неблагонадежности», двух детей я воспитываю одна. Сейчас я действительно не знаю, что делать… Я готова взять ссуду, чтобы заплатить за место в детском саду, чтобы выйти на работу и обеспечивать своих детей.


Галина Черкашина:
Нас в детском саду всё устраивает – небольшая оплата и очень хорошие воспитатели. Они много лет работают в детском саду, и знают, что ребёнку нужно. В детсаду работают дополнительные кружки – как платные, так и бесплатные. Нам, например, для подготовки ребенка к школе посоветовали походить в кружок по математике. И сейчас я уверена, что моя дочь Лера пойдет в школу подготовленной, и будет хорошо учиться.



Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя главы администрации района по управлению социальной сферой Яну Соболь:

Мы имеем дело с ситуацией, когда непростое материальное положение дошкольных учреждений соседствует с серьезными очередями в детские сады и с не всегда стабильным финансовым положением родителей. Когда эти факторы собраны воедино, то порождают, во-первых, (у обеспеченных родителей) желание за дополнительную оплату устроить ребенка в детсад, у заведующих, которые как руководители находятся в финансовых «ножницах», принять такого ребенка и хоть в какой – то части решить финансовые проблемы, у родителей, которым необходимо устроить ребенка в детсад, чтобы заработать хотя бы минимум в семейный бюджет – справедливое раздражение. То есть психологически порождают конфликтную ситуацию. Поэтому очень важно сохранять законность и помнить, что наша доминанта при определении ребенка в детский сад – очередность. Любой другой подход может лишь усилить напряженность, которая и так сохраняется в этом секторе нашей жизни и работы. Но давайте по порядку.
Сегодня 2689 ребятишек Шелеховского района посещают детские сады, а в очереди за путевками в детский сад стоит более 1500 ребятишек, принять же с 1 сентября 2007 года дошкольные учреждения могут лишь 395 маленьких шелеховцев. Здесь уместно говорить о том, как власти района решают этот вопрос принципиально: открывают ли дополнительные места в ДОУ, вводят ли новые объекты. Но эта тема другого разговора и, кстати, тоже большого. К нему можно вернуться в следующем выпуске газеты.
Так вот, сравнительный анализ повозрастной численности детей дошкольного возраста, проживающих в нашем районе и количества воспитанников в детских садах показал, что дошкольные учреждения посещают 80,4% детей в возрасте от 3 до 7 лет, и 19,4% в возрасте от 1 года до 3, таким образом, в полном объеме не обеспечена потребность в детских садах родителей, имеющих детей раннего возраста.
Когда ребенку исполнится три года, мама должна выйти на работу. Этим и обосновано решение – в дошкольных учреждениях Шелеховского района отдавать приоритет детям с трех лет. Поэтому, к сожалению, для тех, кому меньше трех, у нас в детских садах не так много групп.
Сегодня материальные затраты детских садов не полностью обеспечены муниципальным бюджетом. Поэтому мы честно говорим, что без поддержки родителей образовательным учреждениям не выжить. Родители понимают нас и помогают. Только в некоторых детсадах делают это квалифицированно, а в других – нет, по вине руководства этих образовательных учреждений.
Невозможность родителей быть спонсорами, вносить «вступительные взносы» не должна быть причиной отказа в поступлении ребенка в детсад или школу. Родители должны знать, что заведующие не распоряжаются местами, путевки выдает отдел образования.
Давно известно, где дефицит – там коррупция. В администрацию района стали поступать сигналы о том, что, чтобы отдать ребенка в садик, надо заплатить деньги. Именно поэтому, на основании распоряжения мэра рабочей группой была проведена проверка организации приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Шелеховского района.
Мы изучали и анализировали документы, охватывающие период с мая 2006 года по апрель 2007 года, это документы, определяющие порядок комплектования МДОУ; заявления родителей на прием детей в МДОУ; списки детей в МДОУ; протоколы конфликтной комиссии ; книги будущих воспитанников; уставы МДОУ; тетради движения детей в МДОУ; приказы на зачисление воспитанников в МДОУ; путевки; списки детей в МДОУ; договоры между родителями и МДОУ.
Были проверены 3 дошкольных учреждения МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3 «Петушок», МДОУ «Детский сад №12 «Солнышко», МДОУ Детский сад №20 «Колокольчик».
Проверка показала, что не все у нас благополучно, отделу образования и руководителям ДОУ есть над чем серьезно подумать и поработать.
Комплектование детских садов проводит отдел образования Администрации Шелеховского района. Однако, в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3 «Петушок» выявлены случаи зачисления детей в детский сад без путевок отдела образования на основании решений Совета ДОУ.
Согласно протоколов заседаний Совета ДОУ устраивались без решения комиссии отдела образования и путевок отдела образования как дети работников МДОУ, так и племянники работников, дети племянников работников, внуки работников. На момент проверки МДОУ Детский сад №3 посещали 117 детей , из них 17 воспитанников без путевки и медицинского направления, в том числе в санаторную группу без направлений МУ «Шелеховская центральная районная больница» и заключений психолого-медико-педагогических комиссий зачислено 4 человека.
Средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц относятся к источникам формирования имущества дошкольного учреждения.
При выборочной проверке документов выявлено что учреждениям оказывалась безвозмездная помощь от физических и юридических лиц в виде денежных средств и имущества, однако в нарушение действующего законодательства указанные денежные средства в кассу централизованной бухгалтерии ООША сдавались не во всех случаях.
В рамках проверки мы проводили анкетирование родителей. В ходе проведения анкетирования было получено и обработано 145 анкет. Анкеты распространялись непосредственно в дошкольных учреждениях и в МУ «ШЦРБ» на приеме ребенка у врача-педиатра. Анкетированием было охвачено 14 ДОУ (№№ 1,2,3,4,5,6,7,9,12,14,15,17,19,20) .
На вопрос «Оплачивали ли Вы взнос при поступлении в данное дошкольное учреждение? Если да, то в каком размере?» 39,4 % респондентов ответили, что они оплачивали взнос при поступлении в дошкольное учреждение в сумме от 500 руб. до 15 000 руб., отрицательно ответили 41,3%, отказались отвечать 19,3 %.
На вопрос «Оказываете ли Вы материальную помощь данному учреждению? Если да, то в каком размере и на какие цели?» 64,6 % респондентов ответили положительно, отрицательно ответили 21,2 % и отказались отвечать 14,2%. По результатам анкетирования, материальная помощь оказывается родителями на приобретение игрушек, мебели, учебных пособий, канцелярских товаров, для хозяйственных нужд, на ремонт ДОУ, на установку тревожной кнопки. Размер материальной помощи указан от 30 до 700 рублей.
Согласно результатам анкетирования, родители недостаточно информированы администрациями ДОУ об использовании денежных средств, передаваемых в качестве материальной помощи, так 41,3% опрошенных ответили, что администрация детского сада не предоставляет им отчет по расходованию благотворительных средств, отказались отвечать на данный вопрос 25,1 %, дали положительный ответ 33,6 %.
Мерами, способствующими решению проблем, выявленных в ходе проверки должны стать прежде всего усиление контроля со стороны отдела образования, так как динамика совершенствования образовательной системы во многом определяется качеством проведения инспекционного контроля в подведомственных учреждениях, и конечно, повышение персональной ответственности руководителей ДОУ за организацию работы дошкольного учреждения.
Родители должны знать, что поступление в детский сад ребенка бесплатное, и какая либо спонсорская помощь может оказываться на добровольной и посильной основе. Требовать у родителей конкретные суммы денег в садиках нельзя, за исключением установленных законом размеров оплаты детсадов. Руководителям ДОУ сегодня как никогда необходимо уделять особое внимание качеству образовательных услуг и повышению экономической эффективности функционирования дошкольного учреждения. Это требование времени.

Обращения родителей в администрацию и результаты проверки обязывают нас ужесточить системный контроль не только за работой дошкольных учреждений, но и нашего отдела образования. Задача администрации, которая как я уже говорила, воплощается в жизнь, параллельно работать над принципиальным решением проблемы, созданием дополнительных мест в ДОУ.

По материалам газеты «Шелеховский вестник»

В рубрике: Новости    

Посмотреть на карте Иркутска